У Свердловской области хотят отобрать «Уралмаш» – версия из «коридоров» власти
Настоящая интрига закручивается вокруг закрытия металлургического производства ОАО «Уралмашзавод». «Новому Региону» стали известны подробности, которые скрывают акционеры «Газпромбанка», руководство «Уралмаша» и власти Свердловской области. Утверждают, что судьба цехов и рабочих «Уралмаша» стала предметом торга руководства двух областей – Свердловской и Челябинской. И ключевую роль тут играет «Газпромбанк», лавирующий меж губернаторами – акционер выторговывает более выгодные условия. Впрочем, есть иная версия: в федеральных органах власти не исключают, что свердловские власти упустили контроль над ситуацией, а теперь придумывают оправдания недоработок.
С начала этой недели журналисты Екатеринбурга пытаются понять – сколько все-таки людей планируется сократить на бывшем гиганте советской индустриализации «Уралмашзаводе». Депутаты приводят цифру в 1500 рабочих, которых сократят и уже сокращают из металлургических цехов. Эти данные опровергает премьер-министр Свердловской области Денис Паслер. Отвечая на вопрос журналистов, сколько всего могут уволить рабочих, он сказал – 500 человек. Уже на следующий день на докладе у полпреда президента РФ в УрФО премьер говорил, что власти решают проблему «Уралмаша», на котором под сокращение может попасть более 20% персонала. И конкретизировал информацию о соглашении по стабилизации ситуации на заводе. По словам Паслера, акционер «Уралмашзавода» – «Газпромбанк» подтверждает планы по инвестированию в обновление производства. Узнать большего не получилось – основная и самая интересная часть экономического Совета при уральском полпреде была закрыта для СМИ.
Еще больше вопросов появилось, когда по запросу «Нового Региона» ГКУ «Екатеринбургский центр занятости» предоставил сведения, что никаких заявок на массовое высвобождение персонала по состоянию на 23.10.2013 года (дата экономического Совета, прим. НР), руководство «Уралмашзавода» не направляло. Таким образом, было непонятно: откуда взялись разговоры об увольнении 500 человек с «Уралмаша», и что вообще происходит вокруг машиностроительного предприятия, владеющего гигантским куском дорогой земли в Екатеринбурге? Если не было заявок, значит, сокращения планируются на 2014 год? А что будет тогда, как изменится ситуация, и какие гарантии (а главное кому – ведь никого не увольняют) должно дать упомянутое два раза Паслером соглашение?
Количество вопросов росло, а ответов не находилось. Так, пресс-служба предприятия еще в минувший вторник категорически заявила – никаких комментариев до следующей недели для СМИ сделано не будет. Небольшая надежда хоть что-то узнать появилась в среду – директор «Уралмаша» Андрей Салтанов был приглашен в уральское полпредство для доклада на экономическом Совете. Но и тут не вышло: на просьбу нескольких СМИ разъяснить ситуацию, топ-менеджер ответил категорическим отказом. Настолько, что спорить или уговаривать г-на Салтанова было бесполезно. В общем, все эти отказы и разнобой в оценке ситуации из уст разных должностных лиц порождали невероятную интригу вокруг того, что же на самом деле ждет «Уралмашзавод».
Определенная ясность появилась в четверг. Из собственных источников в правительстве Свердловской области агентству удалось выяснить, почему все говорят об увольнении 500 человек, тогда как заявки о сокращении в службу занятости с завода не отправляли. В этом случае объяснение было простым: «Слова Паслера не противоречили правде. Сейчас региональные власти бьются за сохранение металлургического производства. Переговоры на этот счет с «Газпромбанком» идут уже почти год», – рассказал агентству один из высокопоставленных госслужащих. И добавляет, что «переговорный процесс идет сложно, но надежда на сохранение производства остается». По его словам, пока об увольнении пяти сотен людей речи не идет, но это случится, если акционеры «Уралмаша» решатся на закрытие металлургического производства.
«Окончательного решения не принято», – добавляет собеседник агентства. Объясняется это тем, что власти Екатеринбурга и Свердловской области не хотят лишаться крупного налогоплательщика, а риск такой есть. «Мы предлагаем перевести металлургические цеха на площади другого актива «Газпромбанка» – предприятие «Уралхиммаш», – говорят в «Белом доме». – В этом случае удастся сохранить не всех рабочих (пройдет модернизация), но большую часть коллектива этих цехов. Но главное – производственные мощности будут сохранены в Екатеринбурге».
Именно в этом – переводе площадки на «Уралхиммаш» и кроется суть соглашений свердловского правительства с «Газпромбанком». При этом в «Белом доме» утверждают, что в переговоры вмешались конкуренты из соседней Челябинской области. Якобы, у губернатора Михаила Юревича созрел план усиления Златоустовского металлургического комбината за счет перевода на его площадку закрываемых мощностей Уралмаша: «Акционеры «Уралмаша» – т.е. «Газпромбанк» сейчас думает, где им выгодней размещать металлургическое производство. Конечно, речь о его закрытии речи даже не идет – оно нужно предприятию. Предметом торга стала площадка – «Газпромбанк» считает экономику и исходит из бизнес-интересов, оптимизируя расходы. На том же «Уралхиммаше» содержать цеха будет дешевле».
В «Белом доме» также говорят, что решили предложить «Уралмашу» невиданные преференции – если завод до последнего времени не платил налоги на имущество, то теперь ему предлагают еще более широкие налоговые льготы. Причем в условиях кризисных проявлений. «У нас готов этот «пакет», тогда как у Юревича налоговые льготы только для предприятий птицепрома, а для промышленников – их нет», – добавляют источники в правительстве.
Впрочем, некоторые полагают, что история о планах Юревича «отобрать» у Свердловской области часть «Уралмашзавода» – это всего лишь легенда. Например, для оправдания недоработок правительства Свердловской области в отношениях с инвесторами и промышленниками. Так, источники в федеральных органах власти о таких планах Юревича ничего не слышали. И тут же ставят их под сомнение вопросом: зачем властям Челябинской области лишнее производства и во сколько обойдется его перевод из Свердловской области. Более того – по некоторым данным, интерес к площадке в Златоусте имеют на самом деле совсем другие структуры. «У «Уралвагонзавода» есть завод «Красный октябрь» в Волгограде – это собственное металлургическое производство корпорации. Это подразделение может разместиться в Златоусте. Что касается перевода мощностей «Уралмашзавода» на Южный Урал, то такой проект выглядит сомнительно. В Челябинской области на суперсовременных мощностях ММК загрузка сейчас составляет 80%, так что не хватало еще Юревичу лишнего металлургического производства», – опровергают «красивую» версию свердловчан федералы. Добавляя: Юревич мог сообщить о таких планах на днях в присутствии руководства «Уралмаша» и Паслера, но почему-то не сделал этого.
Интересно, что в пресс-службе Златоустовского металлургического комбината после звонка журналистов из Екатеринбурга поспешили откреститься от конкретики: «Ну, если перевод мощностей «Уралмаша» к нам губернатор (Юревич, прим. НР) задумал, то мы даже не возьмемся комментировать такой уровень договоренностей. Хотя мы про это ничего не слышали…».
«Новый Регион» будет следить за развитием событий.
Ссылка по теме:
Кризис на Уралмашзаводе: политический pr-проект или конец производства? >>>
Екатеринбург, Златоуст, Александр Родионов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».