«Даже Гоголь будет вертеться в гробу» – в «Коляда-театре» готовят «Мертвые души» (ФОТО)
Две недели осталось до премьеры спектакля «Мертвые души» в «Коляда-театре», уже идут рабочие прогоны и «собираются» последние роли и образы. В постановке покажут шесть сцен, шесть главных героев поэмы, шесть самых типичных российских характеров. Режиссер надеется, что это будет «парад актерских работ». «Новый Регион» побывал на прогоне и убедился: даже Гоголь «в гробу перевернется».
Спортивные костюмы под хохлому, расписные платки, пельмени и ложки – «Русь-тройка, куда ты несешься? Дай ответ!.. Не дает ответа…». В «Коляда-театре» вовсю идут рабочие прогоны нового спектакля «Мертвые души» по поэме Николая Гоголя в инсценировке Николая Коляды. Невероятно сложный для постановки материал на сцене этого самобытного театра покажут в характерной для него манере: веселые песни, пляски и паясничество перемежаются пронзительными моментами, во время которых понимаешь, что это пир во время чумы. «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь».
Понятно, что весь роман Гоголя показать за 3 часа, которые идет спектакль, невозможно. Поэтому Николай Коляда ужал произведение и до сих пор продолжает «резать» и дописывать.
«Конечно, тяжелый материал. Вчера ночью высылал текст одному актеру, другому, сегодня попробуем. Потому что сжать огромный роман в инсценировку, найти театральный эквивалент очень сложно. Надо придумать художественный мир, в котором будет логическая связь. Маюсь, муки творчества у меня», – признается Коляда «Новому Региону» и тут же идет менять маски Вендетта, признанные во всем мире символами протеста, на простые разноцветные маски.
«А я не знал, что это какие-то маски протеста, я же такой необразованный, что не дай бог, – явно скромничает Коляда. – Просто шел по рынку, увидел – маски красивые – и купил. А когда прочитал про то, что мы «заговорили на языке протеста», думаю господи, какой-то смысл нашли тут еще. Сегодня вот купил на рынке другие маски, чтобы никакого протеста и смысла не возникало здесь. Пьеса и сама поэма Гоголя – совсем о другом, – про судьбу России».
Но в основном спектакль готов, осталось лишь проработать до мельчайшей детальки каждую роль, каждый образ. В постановке это особенно важно, потому что на первый план выйдет не режиссура, а актерская игра – ведь за основу взяты шесть главных персонажей «Мертвых душ».
«Начинается все с Манилова, потом Коробочка, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич. Куда едет Чичиков – туда и мы пошли. Все шесть знаменитых персонажей, российских характеров – и вокруг них жизнь какая-то, массовка. Я вчера артистам сказал, что это должен быть парад актерских работ. Чтобы зрители не говорили – «сцена с Ноздревым хорошая, а вот с Коробочкой не очень, ну и Собакевич неплохой». А чтобы просто сказали – «боже, какие артисты в этом театре – один другого лучше!», – делится Николай Владимирович.
И действительно, каждый актер привнес в персонажа какую-то свою историю, которой не было у Гоголя, или гиперболизировал те черты, которые были. Олег Ягодин сделал из Плюшкина «вора в законе», Сергей Федоров, который играет Собакевича, припомнил манеру речи Бориса Ельцина. Манилов (Антон Макушин) лебезит, через каждое слово вставляет «чмоки» и просто «пищит» при упоминании губернатора и его замов. Ноздрев (Александр Кучик) со своим зятем Мижуевым (Илья Белов) врываются на сцену пьяными, безумными, с кучей цыган, и все время норовят «по старой русской традиции» расцеловать всех в губы. Коробочка, роль которой потрясающе исполняет Тамара Зимина, в спектакле – как поздно проснувшаяся «коллективная совесть». Пытается, как и другие, нажиться, сокрушается, не продешевила ли со сделкой – «почем сегодня ходят мертвые души?». А потом, глядя на Гоголя, сокрушается.
Сложнее всего в «Мертвых душах» приходится актерам, которые играют Чичикова. Все ждали от Коляды, что роль он отдаст Олегу Ягодину, но режиссер «сделал финт ушами». Павла Ивановича в спектакле сыграют два молодых артиста – Игорь Алешкин и Максим Чопчиян.
«Алешкин вообще первый год в театре, ему ужасно сложно, мы вчера ночью о роли разговаривали, потом они текст повторяли, потому что «плавают». Чопчиян-то четвертый год работает, он поувереннее, живчик такой. А Алешкин роль еще не «сложил», и я представляю, какая у него в голове атомная бомба взорвалась от того, что такую «ролюгу» надо сделать. Но у нас есть время, думаю, успеют», – уверен Коляда.
Надо отметить, что и сейчас Чичиков-Алешкин, хоть и чувствует себя на сцене менее уверенно, чем старшие коллеги, ищет свой образ. Его герой – эдакий мерзавец-соблазнитель. Если все собакевичи и маниловы обладают собственной манерой речи и поведения, то Чичиков, дабы договориться о сделке, как хамелеон принимает «форму и цвет» оппонента – перенимает его манеру речи.
В целом же спектакль «Мертвые души» – о том же, о чем и книга Гоголя – о России и ее жителях. О деревенских помещиках маниловых, которые считают городских чиновников «высшими существами», о вечно жалующихся «накопительницах» коробочках, о пьяницах ноздревых. Они поют песни и танцуют, плачут и смеются, пьют водку и лепят пельмени. Словом – живут. Кстати, пельмени варят и едят на сцене, так что голодными приходить не стоит, даже Коляда во время репетиции не выдерживает и съедает один, забрав у актеров.
Немаловажная деталь: как и Гоголь свою поэму, Коляда инсценировку писал за границей – только не в Риме, а в Кракове. Как признался режиссер «Новому Региону», это сильно влияет на восприятие.
«Говорят же: лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. Смотришь со стороны на Россию и как-то больше проникаешься любовью к Родине, как бы пафосно ни звучало. Чувствуешь гордость, что ты причастен к этой великой культуре, великому языку, великой литературе, – рассуждает Коляда. – Сегодня сами же жители России проклинают все, что бы ни сделали в стране. Конечно, критиковать надо, но так ненавидеть все – это немыслимо. У нас в спектакле Гоголь ложится и начинает «вертеться в гробу», туда-сюда переворачиваться. И это так страшно! Думаешь, бедный Гоголь, если бы он сегодня проснулся и посмотрел на Россию, посмотрел во что она превратилась и как ее ненавидят… Но он бы не перестал любить ее. Мы же не перестаем любить мать родную, которая выпивает, так и с Родиной».
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».