Образ Моржова из «Блуды и МУДО» превратился в «Fake» (ФОТО) В Драме показали шесть сценических отрывков по мотивам романа «Блуда и МУДО»
Вчера в Драме завершилась режиссерская лаборатория «Эпос-Драма-Театр». На суд зрителей и публики представили шесть сценических эскизов, поставленных по отрывкам из пьесы «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции». Правда, образ Моржова из первоисточника – романа Иванова «Блуда и МУДО» – в театре слегка потерялся, режиссеры не смогли донести до зрителя, что это за герой и чем он живет. Но в целом эксперимент удался, было интересно посмотреть на разное видение одной и той же сюжетной линии.
Эпос-Драма
Напомним, режиссерская лаборатория «Эпос-Драма-Театр» стартовала на площадке Драмтеатра 20 января. Ее суть заключалась в том, чтобы всего за неделю шесть разных молодых режиссеров впервые поставили на сцене шесть отрывков из пьесы Олега Богаева «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции», написанной по мотивам романа пермского писателя Алексея Иванова «Блуда и МУДО». Тем самым, организаторы лаборатории стремились донести до зрителя, что первоисточник, написанная по нему пьеса, и спектакль – это три полноценных самостоятельных произведения, не похожих друг на друга. И это удалось. «Fake…» действительно не похож на «Блуду», а эскизы были поставлены в разных трактовках, сильно отличающихся друг от друга.
Начнем с того, что Олег Богаев изменил и сюжет, и место действия, оставив в пьесе лишь главных героев и главные любовные линии. Моржов у него – известный московский художник и ловелас, который по собственной глупости оказывается в провинциальном Дымске и вовсе не намерен тут задерживаться, поскольку провинция – это не его. В то время как у Иванова Моржов – провинциальный разгильдяй из Ковязина, но разгильдяй талантливый, его расписанные пластины начинают за большие деньги продаваться на аукционах. Богаевский Моржов несколько упрощен, в пьесе не видна его философия и правда жизни, он спит с женщинами не из любопытства познать их и образ их мышления, а через это – и весь мир с его сложным устройством. Возможно, из-за упрощенных (для сцены) образов пьесы и у режиссеров – участников лаборатории не получилось найти того самого Моржова, не получилось показать его отношения с Миленой и другими женщинами. Хотя попытки, безусловно, были.
Драма-Театр
В целом же режиссерская лаборатория оказалась интересным экспериментом, в результате которого зрители увидели шесть абсолютно разных по стилистике, по набору театральных приемов эскизов. Каждый режиссер внес в свой отрывок свои идеи – где-то удачные, где-то немного недоработанные, но в любом случае оригинальные. Кто знает, может некоторые из них в итоге войдут в полноценный спектакль «Fake…», который поставят в Драме к осени 2014 года.
Открывал вчерашний показ эскиз Павла Зобнина. Задача у режиссера была не из простых, поскольку ему для постановки достался пролог и маленький отрывок из первого акта – части пьесы почти без действия и движения. Но Зобнин сумел при помощи сценических и музыкальных решений заинтересовать зрителя. На сцену летят пластины-картины Моржова, актеры общаются через картинные рамы, а при появлении женщины «с неба», как по взмаху волшебной палочки, падает все необходимое для соблазнения. Интересным был в этом эскизе и актерский состав. Актер Камерного театра Константин Шавкунов сумел передать образ бабника-паяца Моржова, хотя чем-то напомнил Служкина-Хабенского. А актер Драмы Павел Крутяков, который играл художника Тюленина (героя нет в романе, его ввел в пьесу Олег Богаев – прим. НР) сумел очаровать и зрителей, и критиков, и даже Алексея Иванова.
«Мне очень понравился Тюленин, которого нет в романе, он очень оттеняет Моржова. Очень хорошо справился с этой ролью артист, – отметил Иванов во время обсуждения. – Также я бы при последующей постановке полноценного спектакля использовал этот ход с картинными рамами. Можно, например, сделать из рам окна поезда «Москва-Хабаровск», на котором пьяный Моржов попадает в Дымск. И в других сценах с ними поиграть».
Следующие два эскиза были менее удачными. Режиссеры в погоне за зрелищностью и наибольшей театральностью перегнули палку. Радион Букаев, которому достался отрывок из поезда «Москва-Хабаровск», устраивает на сцене пьяные танцы – Моржов, полуголая модель-проводница и откуда-то взявшийся громадный синий кролик. Хотя последующие сцены вполне вписываются в «блудовский» стиль, но впечатление остается подпорченным. Зато в этой части яркий выразительный Моржов, роль которого играет актер ТЮЗа Дмитрий Михайлов.
У Алексея Логачева отрывок получился грубым, с налетом пошлости. Попытавшись сделать социально-сатирическую комедию, режиссер выгнал на сцену толпу «оголодавших» без мужчин училок МУДО, которые кривлялись и извивались как только могли. Конечно, это в какой-то мере передает идею романа «Блуда и МУДО», но на сцене выглядело, как минимум, вульгарно, особенно вкупе с музыкой.
«Социальная сатира – это сложнейший жанр. Режиссеру сложно поставить такую комедию. В данном случае мне не понравился этот «НЭП и Шерочка с Машерочкой», это смотрится грубовато», – отметила на обсуждении критик Екатерина Дмитриевская.
У четвертого режиссера Георгия Цнобиладзе была изначально интересная идея – показать историю глазами художника Бориса Моржова, который сам творит и рисует мир, но реализовать ее не удалось. Все осталось на уровне расчерчивания Моржовым пола мелом: вот тут МУДО, а тут речка. Кстати, образ Моржова здесь почти попал в цель – Вячеслав Хорхота сыграл хитрого обольстителя, который за словом в карман не полезет, даже разговаривая с начальником Манжетовым, – именно таким главный герой и выглядит в первоисточнике.
И, наконец, последние два эскиза многие зрители и критики признали самыми сильными работами – и режиссерскими, и актерскими. Вячеслав Тыщук очень комично показал, как начальство Дымска готовится к приезду президента и городит возле МУДО «потемкинские деревни», а на репетиции встречи роль главы государства отдают пьяному сторожу.
«Мне очень понравился пьяный президент и актер, который его играл, замечательно сыграли чиновники Дымска. Мне представляется, что это хит сегодняшнего спектакля. Если бы я был журналистам, и надо было поставить фрагмент спектакля в сюжет, я бы поставил этот – с пьяным президентом. Я думаю, при постановке будущего спектакля надо будет учесть этот момент», – отметил Алексей Иванов.
Последний фрагмент в постановке Вячеслава Ямбора, можно сказать, завоевал приз зрительских симпатий, по крайней мере, многие после показа высказались именно в его пользу. Эскиз получился смешным, местами ироничным, хотя Ямбор и признался – он откровенно паясничал, добавляя туда звуки из «Ералаша» и хор учителей-пионеров.
После показа состоялось обсуждение эскизов. Мнения были разными, но общую проблему всех режиссеров, а может быть пьесы, выразил модератор лаборатории, известный театральный деятель Олег Лоевский.
«Выбор собственного пути был интересен у всех. Но все сводится к одной проблеме – а что происходит с Моржовым? Открывает ли он для себя мир провинции? Открывает ли для себя мир женщины? Движется по времени или застрял в своем времени? Я для себя не могу ответить ни на один из этих вопросов, – отметил Лоевский. – Это не просто Олег плохо написал или хорошо написал, я просто не ощущаю этой линии в сюжете. Я не понимаю этого человека. И все недостатки – отсюда».
Добавим, что каждый желающий вчера мог тайно проголосовать за одного из шести актеров, исполнявших роли Моржова. Больше всего голосов набрал актер ТЮЗа Дмитрий Михайлов, на втором месте – актер Драмы Вячеслав Хорхота, который, вероятно, и будет Моржовым в постановке. За лучшего режиссера проголосовать, к сожалению, было нельзя. Принимать решение, кто из участников лаборатории (а может и не из них) будет ставить в Драме полноценный спектакль «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции», будет дирекция Театра драмы.
Ссылка по теме:
В Екатеринбурге над романом Иванова «Блуда и МУДО» проведут смелые эксперименты (ФОТО) /// «Может, получится полная чушь, а, может, интересно» >>>
На суд зрителей и публики были представлены шесть сценических эскизов, поставленных по отрывкам из пьесы «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции»
В целом эксперимент удался, было интересно посмотреть на разное видение одной и той же сюжетной линии
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».