AMP18+

Екатеринбург

/

Самый амбициозный проект УрФО оказался на грани провала

Амбициозный национальный проект «Урал промышленный – Урал Полярный», получивший поддержку президента РФ Владимира Путина, находится на грани репутационного провала. Потенциальные инвесторы, причем не только российские, но (что особенно важно) и иностранные, видят в проекте ряд слабых мест. Шанс избежать фиаско еще есть, но для этого нужно вернуть полярные транспортно-строительные мощности под контроль государства.

Такой вывод содержится в аналитической записке, направленной в администрацию президента РФ специальной независимой исследовательской группой. Она была создана по поручению теперь уже бывшего главы администрации президента Дмитрия Медведева в июле 2005 года. Основной целью группы было изучение инвестиционного проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».

Как удалось выяснить журналистам «Нового Региона», о деятельности ревизионной группы, активно работавшей в субъектах «тюменской матрешки» с августа по декабрь текущего года, никто и ничего не знал. Ее работа была тайной даже для полпредства. Проведя секретное расследование, Кремль позаботился о том, чтобы анализ реальной ситуации вокруг инвестиционного проекта общей стоимостью более полутора миллиардов евро велся как можно более независимо. В первую очередь нужна была независимость от местных властей, заинтересованных в том, чтобы как можно скорее начать освоение инвестиций.

Проект «Урал промышленный – Урал Полярный» предусматривает почти сорокапроцентное увеличение ВВП России за счет соединения транспортных сетей Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов с территориями промышленного Урала.

Предполагается, что строительство транспортных железнодорожных коридоров общей протяженностью более двух тысяч километров, решит сразу две стратегических проблемы. С одной стороны, будет обеспечен доступ к богатейшим рудным месторождениям Полярного Урала. Это устранит угрозу «сырьевой недостаточности» для металлургических предприятий Свердловской и Челябинской областей.

Считается, что больше других в реализации проекта должен быть заинтересован Газпром, поскольку новые транспортные артерии существенно повысят эффективность освоения действующих нефтегазовых месторождений субъектов Тюменской области.

Источники в администрации президента РФ утверждают, что Владимир Путин не исключает использования для реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» государственных денег. Это будут средства стабилизационного фонда России. Государство даст ровно столько же денег, сколько дадут частные инвесторы, и тоже – на возвратной основе.

На строительство двух железнодорожных веток («Полуночное-Обская-Бованенково» и «Салехард-Надым») планируется привлечь более 50 миллиардов рублей. Причем это будут не средства самого Газпрома, а привлеченные инвестиции металлургов Урала, а также иностранных банков. Все последние месяцы параллельно с техническим проектированием полпредство вело активные переговоры по привлечению инвесторов. Среди них, в первую очередь, оказались ряд иностранных компаний, заинтересованных в сделках с Газпромом в Европе, а также уральские металлургические компании (ММК, УГМК, СУАЛ-холдинг и другие).

Стоит отметить, что общий интерес российских и иностранных инвесторов к проекту был весьма высоким. Запасы северного Урала оказались весьма впечатляющие. Это и большой объем железных руд, и хромиты, и фосфаты, и золото, и молибден, а также другие полезные ископаемые. Не менее привлекательны и энергетические перспективы: по пути планируемого транспортного коридора есть крупные залежи бурого угля.

Крупные инвесторы весьма заинтересованы и готовы поучаствовать в этом, пожалуй, самом амбициозном национальном проекте РФ. Однако у них есть встречные условия. Прежде всего, это жесткие требования к компаниям-подрядчикам строительства. Инвесторам нужны гарантии государства, что деньги в этом проекте будут эффективно использованы. Как выяснила ревизионная комиссия, как раз в этой части проекта скрыты самые большие угрозы провала «Урала Промышленного – Урала полярного». И российские и иностранные частные инвесторы оказались прекрасно осведомлены обо всех тонкостях и нюансах транспортных сибирских и полярных строек советского период.

Как признался в интервью «АиФ-Урал» член ревизионной группы, заместитель директора Российского института инвестиционного анализа Сергей Дергачев, если проект «Урал промышленный – Урал Полярный» как строительный заказ будет поручено выполнять структурам и руководителям, уже зарекомендовавшим себя как неэффективные распорядители средств, это может обрушить весь проект. Это однозначно отпугнет инвесторов. В этой связи под большим вопросом оказалась судьба главной части президентского проекта – строительство коридора от станции «Полуночная» Свердловской железной дороги до станции «Обская». Вот уже более 20-ти лет строительство на этом направлении ведет «Ямалтрансстрой», бывшее спецобъединение советского Минтранса, а ныне частное акционерное общество. В свое время стройку активно финансировал Минтрансстрой, а после развала СССР – ОАО «Газпром». Только в последние 10-12 лет сюда ежегодно направлялось более полумиллиарда рублей. Учитывая то, что последний год стройка стоит, получается, что в целом по итогам «Ямалтрансстрой» строил до 7-10 км трассы в год, тратя на эти цели огромные деньги. Официальная версия, которой при столь низких темпах строительства придерживается все это время руководство «Ямалтрансстроя», такова: стройка имеет уникальный характер, поскольку ведется практически по тундровому болоту в условиях постоянного замерзания и размерзания грунта.

По данным специальной исследовательской группы проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» деятельность предприятия «Ямалтрансстрой» нуждается в максимально подробной проверке соответствующих органов, так как многие затратные стандарты предприятия могут оказаться завышенными более чем на 100 процентов, что тоже снижает потенциальную инвестиционную привлекательность железнодорожного направления «Полуночное-Бованенково».

Кроме того, ревизионная группа предлагает обратить внимание администрации президента на тот факт, что «Ямалтрансстрой» (монопольное в данном регионе строительное объединение) оказалось, по сути, частным предприятием. Практически все из нескольких десятков предприятий, входивших в объединение, являются должниками и банкротами. В то же самое время головная фирма продолжает приносить большие доходы своим владельцам. Президентом фирмы является заслуженный пенсионер Владимир Нак, один из известнейших «бамовских» строителей, его сын Игорь Нак – генеральным директором. Сын последнего трудится на производственных активах фирмы. О том, что «Ямалтрансстрой» стал семейной фирмой Наков, можно сделать вывод и по другому факту – в Обской рабочим уже более года не выплачивается заработная плата, а хозяева-руководители уже несколько лет живут и работают в Москве, пишет «АиФ-Урал». Игорь Нак появляется в Обской и Салехарде крайне редко, да и то для того только, чтобы поучаствовать в заседаниях Думы или на собраниях регионального политсовета «Единой России». Возможно, именно политическими связями можно объяснить тот факт, что стремительная эпидемия банкротств подразделений «Ямалтрансстроя» в Обской не привлекает пока особого внимания структур губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Юрия Неелова. При этом, как отмечают эксперты, не только небывалое затягивание строительства линии на Бованенково, но и ее обслуживание Наками «по остаточному» принципу уже ставит проблему восстановления того, что было построено. Сегодня на 268-ми километрах построенного пути движение возможно в режиме не более 10 километров в час. Это может свидетельствовать о частичном разрушении основы дороги, то есть о ее некачественном строительстве. Исходя из вышеизложенного, ревизионная группа рекомендовала администрации президента изучить вопрос о целесообразности участия в проекте «Урал промышленный – Урал Полярный» частного предприятия ОАО «Ямалтрансстрой» как с репутационной, так и с экономической точки зрения.

Полное содержание своего отчета аналитики не разглашают, однако, учитывая, что указанное предприятие является монополистом в данном регионе, можно предполагать, что уже в самое ближайшее время по поручению администрации президента будут предприняты меры для изучения правомерности приватизации «Ямалтрансстроя» и поиска возможности возврата транспортностроительной базы Ямала в собственность государства. Тому, как сегодня в России поступают с собственниками, неэффективными для государства, есть яркие примеры. Ряд экспертов уже предрекают, что если «Урал промышленный – Урал Полярный» получит статус президентской стройки, Наку будет уготована участь «ямальского Ходорковского».

Екатеринбург, Александр Никифоров

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия, Экономика,