AMP18+

Екатеринбург

/

Владимир Путин идет по пути Иосифа Сталина

Часть золотовалютных резервов РФ направят на прорывные национальные проекты в сфере экономики. Об этом заявил корреспонденту «Нового Региона» на правах анонимности один из высокопоставленных чиновников министерства экономического развития РФ. Решение, о котором правительство публично заявит в ближайшие полгода, проливает свет на причины недавних кадровых решений Владимира Путина, так как станет первой реальной демонстрацией возможностей нового главы администрации президента РФ, бывшего губернатора Тюменской области Сергея Собянина.

Наиболее эффективные из всех перспективных национальных проектов в сфере экономики РФ так или иначе связаны с развитием ОАО «Газпром» и освоением нефтегазовых территорий тюменской «матрешки». Поэтому кому как не бывшему губернатору Тюменской области Сергею Собянину было поручать их реализацию. Тем более, что последние административные решения команды Путина в нефтегазовом секторе экономики страны ясно указывают на то, что президент начал реализацию стратегии на экономический прорыв России именно за счет продвижения государственных интересов в освоении сырьевых богатств Западной Сибири.

Однако до сих пор считалось, что освоение этих богатств будет производиться в основном за счет средств самого «Газпрома», из которого уже сделали нефтегазового гиганта, присоединив к нему активы двух крупнейших няфтяных компаний – ЮКОСа и «Сибнефти». Последние перестановки в администрации президента показали, что у главы государства очевидно созрело решение потратить на прорыв в экономике часть рекордных по объему за всю историю золотовалютных резервов России.

Экономисты видят несколько причин, почему ставка только на ресурсы «Газпрома» больше не рассматривается. Во-первых, у «Газпрома» сегодня нет этих свободных ресурсов. Поглощение крупных нефтяных активов весьма серьезно увеличило кредитную нагрузку на компанию. По этой причине в течение 2005 года газовый гигант фактически остановил процесс освоения газонефтяных территорий и строительства инфраструктуры на Севере Западной Сибири, – а это как раз и является сутью всех прорывных национальных проектов в этой сфере.

Во-вторых, при всем своем лояльном отношении к Газпрому, Владимир Путин прекрасно осведомлен обо всех минусах и сложностях процесса освоения севера Сибири. ОАО «Газпром» существует по принципам советской лже-экономики: сам себе Заказчик, сам себе Исполнитель и сам себе Контролер. Назначив главой администрации экс-губернатора Тюменской области, которого никто не возьмется назвать фигурой хоть сколько-нибудь афиллированной «Газпрому», Путин ясно дал понять, что грядущие амбициозные президентские мегапроекты в экономике не будут реализовываться по старой порочной схеме. В министерстве экономического развития и торговли это решение вызывает только одобрение.

Современная схема освоения инвестиций, которой придерживается и Путин, заключается в том, чтобы государство финансировало крупные экономические проекты в объеме, равном участию в этих же проектах частных инвесторов. Если банкиры, ФПГ или иностранцы дают миллиард инвестиций на проект, государство дает столько же, но при этом берет на себя и функцию заказчика, и функцию контролера. Первым таким прорывным национальным проектом, который администрация президента намеревается реализовать в сфере экономики России, по информации от источника в МЭРТ, станет проект строительства железнодорожного транспортного коридора вдоль восточного хребта Уральских гор от Севера Свердловской области к Бованенковскому газовому месторождению Ямала. Это дорога общей протяженностью более 1.200 километров. Прикидочная стоимость проекта, к участию в котором изъявили готовность озабоченные исчерпанностью своей рудной базы металлургические холдинги Среднего и Южного Урала (ММК, УГМК), составляет около 60 миллиардов рублей. Кроме прямого выхода газовиков на Ямал проектом предусмотрено освоение богатейших месторождений полезных ископаемых Полярного Урала, строительство двух промышленных центров с населением более ста тысяч человек. В 15-20-летней перспективе построение прямой транспортной и инфраструктурной линии, соединяющей газонефтеносный полярный регион ЯНАО с областями промышленного Урала, по самым пессимистичным подсчетам, позволит увеличить ВВП России на 38-40 процентов.

Примечательно, что некоторые аналитики усматривают в нынешних «северных планах» Владимира Путина явные отголоски экономической «северной» стратегии Иосифа Сталина. Генсек, напомним, построил уникальный транспортный коридор «Москва – Воркута – Игарка», большая часть которого после перестройки и развала СССР находится в полуразрушенном состоянии и не эксплуатируется.

Екатеринбург, Александр Никифоров

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Центр России, Россия,