На Урале пытаются спасти 300-летнюю плотину. Удастся ли добиться демидовского качества – пока неизвестно (ФОТО)
«Красногвардейский гидроузел на р. Ирбит построен в 1776 году». Такая несколько противоречивая фраза содержится в пресс-релизе к сегодняшнему выездному совещанию Минприроды в Артемовском городском округе. Создателем плотины был один из заводчиков Демидовых, а с момента строительства до первой реконструкции прошло почти 170 лет. При советской власти узел реконструировали трижды: в 1943, в 1961 и в 1977 годах.
В постперестроечный период гидроузел, объем водохранилища которого составляет 4,5 млн кубометров воды, пришел в упадок. Как рассказала сегодня журналистам во время выездного совещания с областным министром природных ресурсов глава Артемовского городского округа Татьяна Позняк, его прежний собственник, ООО «Шабровские электросети», по сути, не занимался плотиной, и к 2008 году она пришла в аварийное состояние. В 2009 году ГТС перешло в собственность Артемовского городского округа, а в 2010 году за счет субсидий из областного бюджета был разработан проект реконструкции. Государственный аукцион в 2012 году выиграло ООО «ИнвестСтройУрал». Сама реконструкция проектной стоимостью в 162 млн рублей несколько затянулась из-за внесения изменений в конкурсную документацию. В 2014 году на окончание работ будет выделено 22,2 млн рублей из федерального бюджета, 16,3 млн из областного и 6,1 млн – из муниципального.
На сегодняшний день готова к вводу напорная часть правого водосброса. До конца года строители должны завершить работу с левой частью.
Как заявила Татьяна Позняк, Красногвардейский гидроузел важен не столько для Артемовского ГО, сколько для находящегося ниже по течению реки Ирбитского округа. Жилые дома поселка Красногвардейский расположены на возвышенности, и по следам на склонах русла видно, что вода никогда не поднималась достаточно высоко, чтобы угрожать им. Другое дело – расположенные в низинах населенные пункты соседнего муниципалитета. Впрочем, на сегодняшний день уровень воды не превышает допустимый.
По словам министра экологии и природных ресурсов Алексея Кузнецова, всего «демидовских» плотин, находящихся в аварийном состоянии, в области 11, постепенно реконструкция будет проведена во всех. Самым дорогим из этих объектов является ГТС в Алапаевске – проектная стоимость – около 500 млн рублей.
Отметим, что сегодня строители продемонстрировали прессе железные детали конструкций времен Демидовых. На срезе видно чистое, без примесей, железо, не тронутое коррозией. На вопрос корреспондента НР, сколько лет простоит Красногвардейская ГТС после нынешней реконструкции, министр отшутился: «По нормативам срок эксплуатации ГТС – 100 лет. А Демидовская почти 300 простояла». Кстати, дизайн перил плотины, судя по всему, не менялся с 1940-х годов – ограждения по-прежнему оформлены пятиконечными звездами, правда, давно не крашеными. Как выглядит сегодня одна из старейших плотин Урала – в фоторепортаже «Нового Региона».
Красногвардейский, Евгения Вирачева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».