AMP18+

Екатеринбург

/

Анатолий Сысоев раскритиковал Северный широтный ход и указал альтернативный путь из Арктики на материк

Сегодня на конференции «Развитие Арктики и приполярных регионов» председатель северного отделения СОСПП Анатолий Сысоев представил широкому научному сообществу свой проект Уральского полярного транспортного коридора, ранее знакомый немногим.

Прежде всего Анатолий Сысоев отметил колоссальное значение строящегося океанского порта Сабетта на Ямале, заявив, что неправильно рассматривать его только как инфраструктурный объект для перевозки сжиженного природного газа в страны Европы и Азии. Его значение для Урала, по мнению эксперта, сложно будет переоценить, если удастся грамотно организовать логистический процесс доставки туда грузов с промышленного Урала и других территорий, особенно учитывая растущую роль Северного морского пути. «От Мурманска до Владивостока Сабетта – единственный океанский порт, – отметил он. – Мы выиграли войну благодаря Мурманску, все остальные наши порты были зажаты – и сейчас они тоже зажаты. Речь идет о защите наших интересов!».

Транспортную модель, которая уже несколько лет реализуется Корпорацией развития, Анатолий Сысоев подверг резкой критике. По его мнению, проект «Северный широтный ход» (строящаяся железная дорога протяженностью 707 км по маршруту станция Обская-2 – Салехард – Надым – Коротчаево) не решит требуемых задач – «загрузить» Сабетту и обеспечить товарооборот между Арктикой и материком. «Мы идем куда-то не туда… Просто когда-то кто-то кого-то убедил», – выразил он свое мнение.

В качестве альтернативы Анатолий Сысоев предлагает проект, названный им «Уральский полярный транспортный коридор», сочетающий в себе три вида транспорта: железнодорожный, автомобильный и водный. Железнодорожную ветку он предлагает протянуть вдоль Уральских гор по маршруту Ивдель – Обская – Сабетта. Ее преимущество перед СШХ он видит в том, что здесь нет ни болот, ни крупных рек, через которые придется строить дорогостоящие мосты (напомним, одной из самых сложных частей СШХ является именно мост через реку Надым).

Одновременно следует развить речной порт Сергино на территории ХМАО, из которого по Оби можно напрямую добраться до Салехарда. Сейчас порт принимает около 1 т грузов в сезон, проект предполагает увеличить этот объем до 10 млн тонн. Автомобильную составляющую проекта представит дорога Ивдель – Приобье – Ханты-Мансийск с развитием логистических узлов в Приобье и Нягани.

Еще один плюс проекта, по мнению автора, – в этом случае получится уйти от использования сургутской ветки железной дороги, которая сейчас перегружена, особенно после открытия новых предприятий в Тобольске. Напомним, такая ситуация не нова: во время кризиса 2008 года уральские предприятия оказались в крайне тяжелом положении: РЖД просто не выделяла им вагоны на этом направлении. Тогда предприятиям пришлось по возможности перейти на автомобильный транспорт, и именно это помогло некоторым из них выстоять.

В заключение Анатолий Сысоев сообщил, что уже на следующей неделе свердловская делегация выезжает в ХМАО для переговоров с представителями правительства округа. «От нас будет Грипас (вице-премьер правительства СО), от них – Шаповал (замгубернатора ХМАО), – уточнил Сысоев. Сначала стороны встретятся в Ханты-Мансийске, а затем поедут в Приобье – оценить перспективы развития логистического центра. Если стороны достигнут согласия, заявил Сысоев, то проект следует вынести на рассмотрение госсовета и лично главы государства, чтобы рассмотреть возможность частно-государственного партнерства.

Екатеринбург, Евгения Вирачева

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,