Новый бюджет: эксперты против превращения Екатеринбурга в заурядный провинциальный город
Завтра комиссия по бюджету, финансам и налогам заксобрания Свердловской области рассмотрит в первом чтении предложенный региональным минфином законопроект о поправках в областной бюджет на 2014 и плановый период 2015-2016 год. Эксперты с тревогой смотрят в будущее: по их мнению, достигнутые на сегодняшний день договоренности с областью не смогут обеспечить даже первоочередные нужды города, а значит, он может лишиться своего статуса третьей столицы.
«Меня очень беспокоит искусственно раздуваемое противоречие между областью и городом, – поделился с НР своими опасениями директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин. – Особенно прозвучавшая недавно информация, что Евгений Владимирович Куйвашев сказал Александру Эдмундовичу Якобу, что город должен стать рецепиентом, а не донором – то есть, обычным, заурядным муниципалитетом. Это может повредить не столько городу, сколько всей области. Нам надо раскачивать другие города-доноры нашей области – Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, чтобы они пополняли доходную базу, развивались – и в то же время мы на уровне областных властей сами хотим уйти от этого в Екатеринбурге!»
Александр Иванович напомнил, что по итогам 2013 года 61% доходов бюджета Свердловской области было собрано именно на территории Екатеринбурга. «Я не хочу сказать, что это хорошо или плохо. Это и хорошо, и плохо одновременно, – считает ученый. – Хорошо – что у других городов области есть пример для подражания, пример того, что подобную работу можно организовать. А плохо – то, что город работает в таком режиме с 2003 года, а в области ничего не сделано, чтобы перенять этот опыт. Вместо этого в последнее время областные власти постоянно ищут соринку в чужом глазу. Конечно, недостатков нет только у того, кто ничего не делает. Всегда можно сделать конструктивное замечание – но не бить и не хлестать того, кто зарабатывает». Александр Татаркин также напомнил о программе «Столица», которая, по сути, остановлена: «Пятый месяц заканчивается. Область что-то выделила? Нет. А от обещаний улицы чище не станут».
Отметим, что разница между городом-донором и рецепиентом легко объяснима на примерах. Так, примерно 1,5-2 млрд рублей в сегодняшнем бюджете Екатеринбурга – это бюджет развития: капитальный ремонт и строительство дорог, развязок, детских садов, школ, больниц, поликлиник и других объектов соцсферы. Нетрудно догадаться, что произойдет, если Екатеринбург превратится в город-рецепиент, как 90% других муниципальных образований Свердловской области: не будет бюджета развития. Администрации таких МО поставлены в условия вечных просителей. По каждому направлению работы они вынуждены обращаться в областной минфин и умолять, чтобы им дали денег. Как результат такой политики в отношении реципиентов, в Свердловской области кроме Екатеринбурга и других доноров практически не осталось ни дворовых клубов, ни учреждений дополнительного образования. В более же долгосрочной перспективе Екатеринбург-реципиент – это снижение основных показателей развития, таких как рождаемость, средняя зарплата, объем инвестиций, товарооборот. «Город не остановится, а откатится на десять лет назад», – отмечают источники НР.
Екатеринбург, Елена Владимирова
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».