Лапа и Вега, шпаргалки под юбками и учебник в унитазе – как сдавали экзамены депутаты и творческая интеллигенция
Сейчас школьники по всей России пишут ЕГЭ, а студенты маются в душных аудиториях, сдавая сессии. «Новый Регион» решил узнать у уральских физиков и лириков, какие курьезы случались на экзаменах у них. Оказалось, что депутаты списывали у соседок по парте из-под юбок, а актеры ломали на экзаменах ноги.
Нету Лапы? Ну дай хотя бы Вегу!
Еще на этапе поступления на творческие специальности все абитуриенты уверены, что учиться на актеров, журналистов, художников и архитекторов – это весело, а сессии сдаются без особой подготовки. Верят они в это вплоть до первого серьезного экзамена и первой угрозы отчисления. Ну а преподаватели порой эту уверенность подогревают.
«История не из моей жизни, но все же. Молодой преподаватель и студент театрального бухают всю ночь, разговоры о вечном, какие-то девушки, в общем, все как обычно, – рассказала «Новому Региону» известный драматург Ярослава Пулинович, бывшая студентка курса «Драматургия» ЕГТИ. – Утром у них экзамен, один сдает, другой принимает. В итоге преподаватель ставит студенту неуд. «Но почему, вы же сами видите, в каком я состоянии, мы же с вами пили всю ночь!» – восклицает студент. «Да, отвечает препод, – но я-то в отличие от вас знаю предмет».
И подобные курьезы в ЕГТИ случаются часто, что, впрочем, неудивительно.
«Нам нужно было сдавать английский язык, но многие ничего не подготовили к экзамену. Тогда мы решили петь песни на английском. Ну, как тоже на английском – на выдуманном нами языке. Собрали все – от попсы и эстрады до «Уно, уно моменто», которая точно к делу не относится. Сдали, кажется, все, – вспоминают актеры театров Екатеринбурга, бывшие выпускники вуза. – Но и неприятности часто случались. При сдаче сцендвижения или выпускных спектаклей бывают травмы – от ушибов до переломов – но все стараются доиграть до конца, чтобы не подводить весь курс».
У «лириков» истории рассчитаны на более интеллектуальную публику. Например, филологи вспоминают, как на экзаменах коверкали имена писателей, поэтов и названия произведений.
«Был экзамен по зарубежной литературе у любимой преподавательницы филфака Натальи Александровны Шляхтер. Мысль о том, чтоб не сдать и посрамиться, была невозможна в принципе, – рассказала заместитель директора по информационной политике библиотеки им. Белинского Елена Гармс. – Наталья Александровна верила нам так же, как мы ее любили, и смело вышла из аудитории, предоставляя возможность подготовки. Следом за ней пулей вылетает грузиночка Нино в страшной панике, и на неродном языке требует с нас шпоры. Мы в замешательстве: тебе что надо-то? Испанскую драму? А конкретно что? Нино в такой же панике отвечает «Собаку эту...на сэнэ… и Лапу да Вэгу». После того, как мы ответили, что это и без шпор все знают, Нино выпалила: «Оооо, Лапы нэт, хоть Вэгу дайте».
Еще одна история о филфаке УрГУ, или, скорее, байка, уже несколько лет передается из уст в уста. «Моя любимая история – про самую короткую сдачу экзамена, – рассказывает выпускающий редактор «Нового Региона» Татьяна Пакулова, – Студенты сдают зарубежную литературу XIX века. На столе преподавателя разложены билеты, каждый сдающий подходит, вытягивает билет и вслух говорит преподавателю, какая тема ему попалась. Студент подходит, берет билет и произносит: «Рембо»… – свободен».
А музейных работников спасал коньяк, «упавший в стакан преподавателю».
«Сдаю в УрГУ имени М.Горького «Историю Древнего мира». Тяну билет, а там вопрос «Шумерская клинопись». Учитывая, что вечеринка накануне была до 4 утра, понимаю – Вавилон не прокатит, – рассказывает хранитель Музея истории Екатеринбурга Сергей Скробов. – Я радостно предлагаю преподавателю поправить стол, который неровно стоит (одновременно тайно меняя экзаменационный билет). Билет поменян, радостно иду готовиться. Смотрю вопрос: – Шумерская клинопись… Это была засада! Спасло меня только то, что моя подружка принесла преподавателю попить чаю, в который случайно уронила полстакана коньяка. Преподаватель удивилась вкусу бодрящего горячего напитка, экзамен сдали на «отлично».
Шпоры под юбками и учебники в унитазе
Депутаты городской думы и заксобрания в вузах обучались не на творческих факультетах, большинство из них закончили университеты по правовым, юридическим и техническим специальностям. Поэтому истории у них более серьезные, но не менее интересные. Например, депутат гордумы Вячеслав Вегнер признался, что экзамены ему мешали сдавать шпаргалки, спрятанные одногруппницами под юбки.
«В институте было смешно, когда девушки вместо шпор писали себе формулы на коленях. Бывало, сидят, готовятся к ответу, и поднимают юбки все выше и выше – нам, парням, уже не до экзамена становится, – говорит Вегнер. – Еще был случай, когда я однажды прикрывал своего друга. Он отвечал по билету, и когда ему нужно было посмотреть шпаргалку, я отвлекал преподавателя какими-то разговорами, занимал ерундой. Пришлось выкручиваться несколько раз, но товарищ тот предмет сдал».
Иногда нынешним депутатам приходилось все-таки рассчитывать на авось и случай.
«Мне на всю жизнь запомнилось, как однажды сильно повезло на школьном экзамене. В старших классах я активно занимался спортом, ездил по различным соревнованиям, сборам, и на учебу оставалось не так много времени. Поэтому к экзамену по математике я выучил только один билет – и он мне попался! Причем повезло мне без всяких студенческих суеверий, таких как положить пятак под пятку и так далее», – рассказал депутат Свердловского заксобрания Андрей Альшевских.
Интересно, что почти все «физики» признались, что шпаргалками они пользовались, – и ничего зазорного в этом не видят до сих пор. Правда, в том случае, если шпаргалка приготовлена самостоятельно, а не залита в модный гаджет.
«Не вижу ничего страшного в бумажных шпаргалках, ими пользуются все студенты, да и многие мои друзья в студенчестве часто списывали, – говорит Илья Захаров, который параллельно с работой в горизбиркоме преподает в Уральской юридической академии. – Но я всегда предупреждаю, что если поймаю кого-нибудь с электронными средствами или гарнитурой, то экзамен не приму».
А депутат ЕГД Елена Дерягина, которая после окончания пединститута несколько лет работала в школе учительницей физики, рассказала, что всегда видела, кто пришел со шпаргалкой.
«Практически все мои ученики приходили со шпаргалками. Разумеется, я все это видела, но так как в то время сама недавно окончила институт, только улыбалась таким ухищрениям. Когда ученик садился отвечать, я ему говорила: «Все, что ты написал по билету, теперь забудь. Поговорим о другом», и задавала вопросы по другой теме. Дети потом возмущались: «Ну вот, физичка нас обманула». Забавно было наблюдать, какие шпаргалки готовят ученики. Дети любили делать «гармошки» на резинках в рукавах. Но больше всего запомнилась одна ученица, которая спрятала шпаргалку в губной помаде – это был какой-то шпионский шедевр».
Припомнила Елена Дерягина и случай, когда школьники сдавали первый в России ЕГЭ. «Дети боялись пользоваться шпаргалками непосредственно на экзамене. Но нашли другой выход – два раза ученикам разрешалось выходить в туалет. По договоренности с другими классами кто-то находчивый спрятал в бачке унитаза справочники и учебники. Все ими и пользовались», – рассказала депутат.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Валентина Ярославцева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».