«Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад»: в Екатеринбурге поставили спектакль про культового поэта и музыканта (ВИДЕО)
В Екатеринбурге поставили документальный спектакль «Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад», собранный по крупицам из писем, воспоминаний очевидцев и музыки. Самого Башлачева и стихов в постановке почти нет, его образ создается какими-то личными откровениями, ставшими достоянием общественности, и роком от современных екатеринбургских музыкантов. Премьера состоится в Центре современной драматургии 14 июня.
Сейчас в Центре идут последние репетиции перед премьерой, к которой прикован большой интерес екатеринбуржцев и любителей рока. Молодая постановочная группа замахнулась на то, на что не решались опытные театралы. «Спектакль по пьесе Ярославы Пулинович и Полины Бородиной рассказывает об Александре Башлачеве, поэте и музыканте, студенческие годы которого прошли в Екатеринбурге. Поставленный питерским режиссером Семеном Серзиным в эстетике квартирника, спектакль предлагает не только ретроспекцию, но и современный взгляд на поэта – по сути, взгляд из совершенно иной эпохи, хотя нас разделяют всего каких-то 30 лет. Пьеса основана на интервью и архивных материалах», – говорится в анонсе.
На деле перед зрителем предстает калейдоскоп образов и героев, которые окружали СашБаша – мама, читающая письма, друзья, распивающие с ним вино на квартирнике, комната в старом особняке на улице Сакко и Ванцетти, любимые женщины и фантомы. Вся эта круговерть передается в обрывках из слов, стихов, воспоминаний, при этом не выглядит какофонией, а выстаивается в стройный ряд образов. Вот «маленькая язычница» – то ли реальная возлюбленная, то ли «соавтор», с которой Башлачев пишет роман в письмах. Вот бабушка, которая всегда говорила, что все у него будет хорошо. Вот Артемий Троицкий, который пишет с СашБашем интервью. Все это создает не самого Башлачева, а какой-то ореол вокруг него – ореол из эпохи, рока, музыки, общажной жизни и 80-х.
Сам поэт и музыкант появляется только когда читает стихи или ведет сложные откровенные диалоги. И это, пожалуй, правильно. Потому что у каждого свой Башлачев. Авторы не ставили задачи «ломать» образ поэта, который с годами в памяти современников и поклонников менялся, дополнялся или наоборот истощался.
Башлачева в спектакле играет актер «Коляда-театра» и лидер группы «Курара» Олег Ягодин, полноценным героем выступает и сама группа. Именно на песнях «Курары» построен музыкальный скелет постановки. И это создает какие-то параллели: Олег, как поэт и музыкант, сегодня тоже многое значит в «тусовке» Екатеринбурга, да и не только. Кстати, Ягодин не сразу согласился на эту роль.
«Мы хотели рассказать историю о поэте, и поэтому не случайно принципиальным моментом стал выбор Олега. Потому что рассказывать о поэте может только поэт, – говорит режиссер Семен Серзин. – Я ни в коем случае не хочу сравнивать и ставить в один ряд Башлачева и Ягодина – это разные эпохи, разные личности. Но мне показалось, что Олег может честно рассказать о Башлачеве. Правда, Олег не сразу согласился, он очень сомневался. Это мы сейчас так спокойно сидим и говорим про спектакль, а работа очень непростая. Всем сложно. Вот придут на премьеру люди, которые имеют отношение к Башлачеву, к той эпохе и? Если бы мы делали спектакль про Лермонтова или про Окуджаву, это бы не вызывало таких рефлексий. А тут ощущение, что человек был НАД – над бытом, социумом, культом. И надо тоже с ним над всем этим подняться. И эта ответственность давит».
Ответственность ощущают и драматурги, написавшие пьесу «Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад» Ярослава Пулинович и Полина Бородина.
«Я поняла, что никогда в жизни больше не буду писать ничего документального про известных людей. Было ощущение, что ты переоценил свои силы, взявшись написать про человека, которого уже нет, но живы люди, которые его знали. Написать про поэта, жившего в эпоху, которая до сих пор доносится до нас какими-то отголосками в музыке, стихах, – говорит Полина Бородина. – Кроме того, было сложно найти какую-то одну правду. Я, например, 1990 года рождения, то есть когда я родилась, Башлачев уже умер. Мы пообщались со всеми из тех, кто знал Башлачева в реальности. Но воспоминания быстро вытесняются, трансформируются. Поэтому говорить, что это на 100% документальная пьеса и спектакль, нельзя».
У зрителей в Екатеринбурге в июне, когда заканчивается театральный сезон, будет возможность всего дважды увидеть премьерный спектакль – показы в Центре современной драматургии состоятся 14 и 17 июня.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Александр Саливанчук, Антон Отман
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».