Минфин России готовится закручивать гайки: для регионов снизят верхнюю планку госдолга
Министерство финансов РФ ищет новые пути снижения закредитованности регионов. В частности, сейчас в федеральном ведомстве рассматривается идея о снижении предельного объема госдолга для субъектов и процентов его обслуживания в два раза. Если долги региона превысят 50% его собственных доходов, Федерация пойдет на жесткие меры – ограничение повышения зарплаты госслужащих и бюджетников, запрет на увеличение штата чиновников и ограничение на кредитование. В запущенных случаях регион может быть переведен на внешнее финансовое управления со строгой подотчетностью. Правда, в новейшей истории такая процедура применялась всего один раз – во Владикавказе.
Новации в бюджетном законодательстве России обсуждались сегодня на семинаре финансистов в Екатеринбурге «Уральские встречи – 2014». Гость мероприятия, директор Института реформирования общественных финансов (ИРОФ) Владимир Климанов, рассказал «Новому Региону», какие меры готовит Министерство финансов России для снижения долговой нагрузки регионов.
Правительство РФ сегодня фактически поставило задачу для регионов по оптимизации бюджетных расходов. В условиях необходимости исполнения обязательств, в том числе майских указов президента России, субъекты должны не допустить увеличения расходной части бюджетов. Москвой предпринимаются и попытки мобилизовать доходные базы бюджетов, но здесь возможности регионов сильно ограничены.
«Есть и технические меры, которые пока не привели к позитивным результатам. Например, была попытка создания института консолидированных групп налогоплательщиков – когда вертикально интегрированные компании, расположенные в разных регионах, могли бы перераспределять свою прибыль в соответствии с местом дислокации. Но эта законодательная инициатива не принесла должного эффекта», – отметил собеседник агентства.
Впрочем, кое-что для смягчения проблемы регионов-должников Минфину удалось сделать. Так, в этом году был увеличен объем федеральных дотаций на сбалансированность бюджетов регионов. Кроме того, субъекты РФ теперь могут перекредитоваться с коммерческих займов на бюджетные по облегченной процедуре. «Эти меры имеют среднесрочную перспективу, с расчетом на то, что со временем либо федерация, либо сам регион, найдут решение проблемы долга», – заметил Владимир Климанов.
Между тем, в будущем решения по отношению к должникам станут еще жестче. По словам эксперта, сейчас Минфин стремится ужесточить требования бюджетного законодательства в части предельного объема государственного или муниципального долга для регионов и муниципалитетов и процентов его обслуживания. Сегодня предельный объем составляет 100% собственных налоговых и неналоговых доходов регионов, а предполагается, что этот показатель будет снижен до 50%. Тогда у Федерации появится возможность вводить более жесткие меры для тех, кто превысил планку. Эти требования уже предопределены в законодательстве, но относятся пока только к высокодотационным регионам – эти субъекты фактически не могут самостоятельно устанавливать зарплаты работников госструктур и бюджетников, увеличивать штат госслужащих без указания федерации и проходят обязательное заключение на проект бюджета со стороны контрольных органов.
«В Бюджетном кодексе есть целая глава о возможности введения временной финансовой администрации, то есть фактически антикризисного внешнего финансового управления для регионов и муниципалитетов. Но в новейшей истории мне известен только один случай применения этой процедуры – в городе Владикавказе, когда там сложилась критическая ситуация. Впрочем, раньше и не было необходимости прибегать к этой мере, поскольку губернаторы назначались на должности. При возникших проблемах гораздо проще сменить руководителя региона, нежели вводить временную финансовую администрацию», – продолжил Владимир Климанов.
Стоит отметить, что проблема закредитованности многих застала врасплох. Финансисты утверждают, что ситуация резко обострилась в конце 2013 года, когда несколько регионов чуть не оказались на грани дефолта. «Произошло резкое падение доходов, которое наблюдается по всем регионам из-за обвального снижения поступления налога на прибыль. При этом была задача наращивать т.н. политически предопределенных расходов, что и поставило регионы в такую ситуацию. Минфин России понимает, что потенциальный дефолт даже одного субъекта РФ снизить кредитный рейтинг всей России, а это негативно скажется для страны в целом. Допускать этой ситуации не желает ни Минфин, не регионы. Поэтому все решения носят, скорее, оперативный характер», – прокомментировал эксперт.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».