AMP18+

Екатеринбург

/

«Я его слепила из того, что было»: как в Свердловской области создали фальшивый армейский броневик (ФОТО)

Свердловская область стала плацдармом для реализации удивительной затеи, связанной с созданием якобы бронемашины нового поколения для российской армии и внутренних войск. В этой истории цинично все – и заверения в покупке завода-банкрота в Новоуральске и потуги выставить «броневик» на выставке вооружения в Нижнем Тагиле. Забегая вперед, укажем: не случилось ни того, ни другого. Впрочем, как не вышло и самого броневика. Остался лишь пиар-шлейф в виде красивых эскизов, наспех собранных прототипов и обещаний. Сам же броневик, похоже, делали по принципу популярного некогда шлягера – «я его слепила из того, что было».

Мы купим завод

История создания якобы суперсовременной бронемашины для Минобороны РФ и внутренних войск началась в минувшем году. Идея принадлежит промышленному консорциуму Интралл, который в 2013 году вышел на ряд руководителей Свердловской области. По данным «Нового Региона», их предложение звучало громко и заманчиво для региональных властей – выкупить мощности обанкроченного автозавода АМУР в Новоуральске. Теперь-то понятно – покупать предприятие Интралл даже не собирался. Ему нужны были производственные линии и оставшиеся на заводе разрозненные детали и узлы автомобилей разных марок, чтобы создать своего рода Франкенштейна. Для чего была придумана опять же легенда: Интралл в кратчайшие сроки создает в Новоуральске прототип «новейшего» броневика, который станет экспонатом выставки Russian Arms EXPO 2013 на полигоне «Старатель» под Нижним Тагилом.

Знакомые с этой историей очевидцы рассказали «Новому Региону», что под эти заманчивые предложения Интралл был допущен на АМУР и получил промбазу для реализации своего детища. Двум его модификациям дали название «Колун» и «Торос». «По сути, это был конструктор из польских грузовиков типа «Газели» и каких-то разрозненных узлов машин разных марок – УАЗа (официально считается, что это ЗИЛ-131) и чего-то еще. Машины собрали буквально за три дня, а красили чуть ли не за сутки до начала RAE-2013. В общем, когда все это увидели, стало ясно – показывать это на выставке нельзя. Слишком непрезентабелен был у этих автомобилей вид. И еще – никакой брони на них, конечно же, не было», – рассказывает на условиях анонимности один из руководителей Свердловской области.

Добавим, что после изготовления прототипов условной бронемашины (которую на REA в силу ее некачественности не допустили) – группа Интралл, похоже, навсегда исчезла с просторов Свердловской области. АМУР она, конечно же, не купила. Чем, судя по всему, надолго оставила по себе недобрую славу среди ряда руководителей уральского региона.

«Тупой колун»

Далее события развивались следующим образом. На специализированных порталах и площадках Интралл начал активно пиарить изготовленные на Среднем Урале прототипы «Колуна» и «Тороса». Для громкого старта суперсовременной бронемашины были выбраны портал CarDesign.ru (профиль – транспортный дизайн, прим. НР) и самим же Интраллом учрежденная в Москве выставка «Промышленный дизайн оборонной продукции: выразительная суровость и надежная функциональность».

Кстати, дизайнером машин стал человек, не имеющий никакого отношения ни к оружию, ни бронемашинам. Видимо, с его легкой руки «Колун» и хвалили за якобы футуристичный дизайн. Ну а большего в нем и не было. На что руководитель компании-разработчика Анатолий Лейрих солидно замечал: дизайнера взяли со стороны специально, а комплектация может быть любой. Вот только насчет отсутствующей брони, ее возможной марки и сроков установки – четкого ответа так никто и не получил.

Неслучайно в сообществе «Колун» и «Торос» получили по большей степени негативные отзывы. Единственное за что хвалили машины – внешний вид. Но ведь на это и была ставка… Что касается техники производства и качества, то они были в духе: «детали от логана и жигулей (или уазика) навтыкали, кисточкой замазали». Более предметная критика касалась отдельных узлов: «Наружные петли, мозгов не хватило, как положено, приспособить? Чисто-колхозный (орфография и стиль авторов сохранены, прим. НР) подходец (заварить танковым швом)!!! Cразу видно, что кинематика открывания, на прихватках, по месту, изобреталась)))»

Добавим, что особое недоумение, а у некоторых и веселье вызвал один из элементов интерьера «бронированных» джипов. Дело в том, что в кабине управления показанного в Москве «Тороса» стоял не ЖК-монитор, а заурядный… Айпад.

Все это не мешало Анатолию Лейриху заявлять на свои детища высокий ценник. По его словам, в зависимости от модификации и степени бронирования она должна была варьироваться от 3 до 12 млн. рублей… Брал независимый частный разработчик сущим демпингом – мол, автомобиль минимум в два раза дешевле, чем зарубежный аналог. Ну а о том, что в плане качества «Торос» или «Колун» скорее всего, неконкурентоспособны с любыми аналогами, президент Объединения независимых предприятий в области автомобилестроения предпочитал не распространяться…

Сданы в музей…

Как передает корреспондент «Нового Региона», настоящее место постоянной прописки «Колуна» и «Тороса» – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Т.е. как их туда прикатили на дизайнерскую выставку, так они там и остались. Судя по всему, вписаться в гособоронзаказ прототипы бронемашин не могли бы априори в силу комплекса причин. Во-первых, на вооружении у Минобороны РФ уже есть бронемашины «Тигр». Во-вторых, вряд ли пошедший на уловку с обещанием купить АМУР Интралл, смог бы найти промплощадку для запуска серийного производства броневиков. Третий фактор может быть чисто политическим и связанным с личностью председателя совета директоров ООО «Дизельмотор Индастри» (одна из структур кластерного Интралла, прим. НР) – Анатолия Лейриха. В интервью одному из федеральных печатных изданий он уже высказывал сожаление тем, что не может получить господдержку на свои изделия. Что вызывает двоякое чувство. Во-первых, сам подход к созданию «Колуна» и «Тороса» наглядно говорит – вряд ли следует доверять федеральные средства компаниям, с таким подходом к делу. Во-вторых, г-н Лейрих имеет отношение к партии «Яблоко» и ряду бизнес-проектов на территории Польши. Понятно, что политические пристрастия могут и не быть препятствием к получению господдержки. Но жизненные реалии говорят об обратном. Тем более, одна из головных структур кластерного разработчика броневика расположена в Лондоне, а один из активов по выпуску не самых передовых грузовиков – в Польше. На этот счет один из чиновников замечает: «Вряд ли с учетом нынешних реалий такой производитель может рассчитывать на попадание в гособоронзаках. И речь даже не в том, что разработка сырая, а ее зарубежная принадлежность… Не думаю, что вице-премьер Рогозин одобрил бы такое сотрудничество».

Видимо, поэтому музейная прописка наспех собранных прототипов, так и не получивших боевую броню – была фактически предопределена.

Екатеринбург – Новоуральск – Москва, Александр Родионов, Антон Гуськов

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Москва, Урал, Центр России, В мире, Видеорепортаж, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж,