AMP18+

Екатеринбург

/

Конституционный суд определил: пускать должников за границу можно «Но приставам это невыгодно…»

В России создан прецедент в сфере судебных приставов – Конституционный суд встал на сторону должников, которых не пустили за границу из-за неоплаченного налога. При этом пострадавшие о своем долге не знали. Однако, как полагают эксперты, определение Конституционного суда о незаконном задержании на границе может остаться только на бумаге – на деле приставы к такому решению не прислушаются.

Решение Конституционного суда было принято по жалобе москвича Бориса Зимина, которому осенью 2012 года пришлось отложить деловую поездку за рубеж из-за ограничения судебных приставов. «В сентябре 2012 года на основании судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу и пеней судебный пристав-исполнитель вынес в отношении Зимина постановления о возбуждении исполнительного производства и о временном ограничении на выезд за пределы страны. Копии документов были направлены в адрес должника 1 октября, но получены его представителем только 2 ноября того же года, прямо накануне вылета. Зимин отложил поездку, затем заплатил налог и снял ограничения, а позднее выяснилось, что начисление – и, следовательно, ограничения – были сделаны неправильно», – пишет «Российская газета».

Как передает «Коммерсант», суд не согласился с существующей практикой наложения приставами подобных ограничений до уведомления должника о наличии долга и без предоставления возможности его добровольной уплаты. «КС признал, что сам закон правильный, но приставы и суды общей юрисдикции неправильно, слишком узко его толкуют. Практика заочного ограничения выезда для должников без их уведомления должна прекратиться», – рассказал глава юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексей Гуров федеральному СМИ.

В Свердловской области на сегодняшний день ограничения из-за долгов получили 23 966 человек, общий их долг составляет 27 миллиардов рублей. Больше всего среди них «алиментщиков» и должников по кредитам: и тех и других около 6,8 тысяч человек, совокупная задолженность по алиментам – около полутора миллиардов, по кредитам – более 7,5 миллиардов. Но речь идет только о тех, к кому применяются ограничительные меры, статистика по количеству должников, которых развернули на границе, не ведется. Кстати, как уточнили в пресс-службе УФССП России по Свердловской области, если раньше приставы могли испортить отпуск своими санкциями тем должникам, на ком «висит» от 100 рублей, то сейчас – от 10 тысяч рублей.

«Вообще, если действовать в соответствии с законом, она (практика запретов на выезд, – прим. НР) должна измениться. Несмотря на то, что Конституционный суд это в определении высказал, а не в постановлении…Постановление – это то есть обязательно к исполнению, а определение – конкретно по данному случаю. Практику должны выстроить в соответствии с мнением Конституционного суда. Но приставам это невыгодно – полагаю, они сознательно не указывают информацию о запрете на выезд, чтоб попадал в такую ситуацию, задергался и побежал платить», – считает уральский юрист Андрей Божинов. Он рассказал об обычной практике приставов: на адрес должника приходит извещение, но если человек его не получил – был в отпуске, например, извещение возвращается. Однако пристав считает, что человек извещен, сроки выдержаны и принимает меры. «На мой взгляд, запрет на выезд вообще не обоснован – сначала должны быть исчерпаны другие меры. Оспорить реально, сам неоднократно оспаривал. Оспаривал как раз на основании того, что должны быть исчерпаны другие меры: извещение, постановление о добровольном погашении.

Есть и другое издевательство – некоторые очень умные приставы что делают: ты оспариваешь постановление, суд признает, встает на твою сторону, а они выносят другое постановление… Понятно, что ты не будешь же ходить и раз за разом нанимать адвоката и оспаривать. Это самая, на мой взгляд, беспредельная силовая структура», – прокомментировал Андрей Божинов.

Отметим, что процедура донесения до силовых структур информации об оплаченном долге занимает довольно продолжительное время. «Обычно информация о долгах приходит заказным письмом. Как правило, снятие ограничения занимает от двух недель: бумаги идут через Москву, пограничную службу ФСБ… Все это, сами понимаете, занимает время», – сообщили в пресс-службе приставов по Свердловской области.

Екатеринбург, Светлана Загороднева

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,