«Шок, обман, подлог и подмена»: резиденция губернатора «вынула из рукава» новый вариант реформы МСУ
Вопрос о реформе МСУ в Свердловской области попытались решить быстро и кулуарно. Вчера состоялся сбор рабочей группы, на который почему-то не пригласили ни представителей муниципалитетов, ни общественников, ни ученых. Директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин представил законопроект, содержащий всего шесть листов и радикально отличающийся от того, над которым группа работала уже несколько недель, и который в целом устраивал все заинтересованные стороны. Суть «вынутого из рукава» документа проста: в городах закрепляется существующая модель власти («мэр-хозяйственник» или «мэр плюс сити-менеджер»), а для дробления города на районы будет достаточно выборочного соцопроса.
Экспертное сообщество Екатеринбурга шокировано как содержанием законопроекта, так и способом его появления. Председатель горизбиркома Екатеринбурга Илья Захаров заявил, что проект «очень интересный в нехорошем смысле слова». «Видно, что он написан наспех, часть явно позаимствована из соответствующего закона Челябинской области, – заявил эксперт. – Все муниципалитеты разделены на три группы: где граждане избирают муниципальную думу, а депутаты избирают из своего числа председателя – главу города; где глава избирается гражданами, входит в состав городской думы и является ее председателем; и где глава избирается гражданами и возглавляет администрацию. Екатеринбург наряду с закрытыми городами Лесным и Свободным, а также Красноуфимском, попал во вторую группу. По сути, проект закона закрепляет существующую систему власти в городах, но это неправильно. Все помнят, как в мае 2013 года прошли публичные слушания по так называемым «поправкам Высокинского», когда большинство жителей Екатеринбурга поддержало возвращение системы «сильного мэра» – главы города и администрации в одном лице. Получается, что мнение екатеринбуржцев попросту игнорируют».
Схожую мысль высказал в своем блоге член рабочей группы, депутат заксо Андрей Альшевских. «В прошлый раз нам раздавали законопроект, по которому муниципалитетам разрешалось выбирать, как лучше руководить территорией. Так вот, передумали. Больше документ не актуален. В новой редакции предлагается узаконить существующие схемы в городах и районах… Спрашивали на заседании, что изменилось, почему лишают МО права выбора! Со слов Николая Воронина, руководителя Института регионального законодательства, они якобы получили отрицательные отзывы от прокуратуры и Минюста, поэтому за короткие сроки УИРЗ придумал новую концепцию. Попросили показать заключения. На что нам заявили, это неофициальные мнения, поэтому вам не дадим. Детский сад».
Еще один ключевой момент законопроекта, на который обратил внимание Илья Захаров, – «выявление мнения населения» при принятии решения о преобразовании городского округа в «городской округ с внутригородским делением» – та самая «расчлененка», идея которой так возмутила горожан весной этого года. «В проекте указаны такие формы, как народные слушания, публичные консультации либо социологические исследования. И ни одна форма не раскрывается – что это вообще такое? Причем, какую именно форму выявления мнения использовать, будет решать губернатор. Почему именно губернатор?» – недоумевает Илья Захаров.
Депутат Нафик Фамиев, в свою очередь, рассказал о странностях проведения самого вчерашнего заседания. «Ну что, – это шок. Честно говоря, я вчера даже не хотел туда идти, потому что в прошлый раз обсудили проект, который всех устроил, в котором городам предоставлялось право самим выбирать себе модель власти. Никаких новых документов вчера не ожидалось. Но когда я все-таки пришел, нам раздали в прямом смысле горячие – только из ксерокса – листочки с новым законопроектом, не имевшим ничего общего с предыдущим. Старый выкинули, новый подсунули. И там уже все было расписано – в каком городе какая схема, опять зашла речь о дроблении городов. Одним словом, вернулись к той ситуации, которая была весной, до того как в этот вопрос вмешалось полпредство. Я считаю, что это недостойное резиденции губернатора деяние. Какой-то обман, подлог и подмена документов. И ведь что самое интересное: в то же время, когда Пересторонин вел рабочую группу, губернатор проводил заседание общественно-политического совета, на котором рассказывал положения старого законопроекта! Я Пересторонина спросил: губернатор-то как, вообще, в курсе, что вы тут новый закон из рукава вынули? Ответа на этот вопрос я не получил. С такими советниками губернатору и врагов не надо», – отметил депутат.
Как уже сообщал «Новый Регион», летом полпред президента Игорь Холманских, говоря о реформе МСУ, заявил, что, во-первых, перераспределение полномочий не самоцель, и «реформа ради реформы нам не нужна». Во-вторых, подчеркнул Игорь Рюрикович, все должно быть понятно людям и служить для их блага. «Нет смысла ломать кого-то через колено. Только диалог с муниципальными образованиями позволит добиться успеха», – указал полпред. Очевидно, со временем его слова подзабылись.
Между тем, депутаты от оппозиционных фракций считают, что «Единая Россия» будет настаивать на внесении законопроекта в заксо как можно скорее и без всяких правок. Отметим, что заседания профильных комитетов начнутся уже в конце сентября, а первое в этом сезоне заседание заксобрания назначено на 7 октября.
Ссылки по теме:
«Люди не понимают – зачем дробить города?» – реформу МСУ в Екатеринбурге будут принимать по итогам референдума >>>
Областные власти не собираются учитывать мнение екатеринбуржцев по вопросу дробления города >>>
Андрей Альшевских: Мнение жителей Екатеринбурга должно быть определяющим при проведении реформы МСУ >>>
«Никого не ломать!» – полпредство дает особые установки на реформу МСУ (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».