AMP18+

Екатеринбург

/

Губернатор Свердловской области начал войну с муниципалитетами? Расследование «Нового Региона»

Война «область – город», продолжающаяся уже второй год, нынешней осенью имеет все шансы выйти на новую стадию. Причем, разгореться с невиданной силой. Сложно вспомнить, чтобы элиты крупных городов Свердловской области были настолько разъярены. Объясняется это тем, что с ними еще никогда не пытались так поступить. Все подробности – в материале «Нового Региона».

Тихой сапой, но внезапно

Коротко напомним предысторию. Опираясь на изменения в федеральном законодательстве, руководство области изъявило намерение провести муниципальную реформу в регионе в самом жестком из возможных вариантов: раздробить три крупнейших города области на небольшие муниципальные образования – районы, отменить всенародные выборы глав этих муниципалитетов, заменив их избранием депутатами городской думы, которых, в свою очередь, должны будут избирать из своего состава районные депутаты.

Однако в какой аудитории ни проходило бы обсуждение данного проекта, его противники были в безусловном большинстве. Тот же результат показывали «голосовалки» различных теле- и радиопрограмм. По сути дела, за реформу высказывались только сами областные чиновники, плюс дружественные им журналисты и эксперты.

Вторым ударом стало то, что от реформы крупных городов отказались практически во всех остальных субъектах Федерации, причем их власти наперебой заявляли о своем уважении к мнению граждан. То бишь выяснилось, что Москва никого делать реформу не заставляет. Двухуровневый муниципалитет создали южноуральские соседи, но параллельно к Челябинску были присоединены небольшие города-спутники, так что новая схема выглядит вполне осмысленной, она позволяет объединить муниципалитеты и одновременно сохранить долю самостоятельности исторически существовавших городков. И, опять-таки, представители федеральной власти в УрФО четко заявили: округу хватает одного эксперимента в лице Челябинска, остальным торопиться с новациями не стоит. И еще раз подчеркнули, что реформа ни в коем случае не должна противоречить мнению жителей населенных пунктов, которые ею будут затронуты.

Екатеринбургская гордума постановила провести небывалый в истории города опрос горожан, результат которого был вполне предсказуем. Только это заставило губернатора остановиться. Но, как сейчас выясняется, было это исключительно «военной хитростью».

Областная власть создала рабочую группу, на рассмотрение которой вынесла абсолютно всех устраивающий законопроект, касающийся, по сути, только местного самоуправления в сельских поселениях. И только перед самым выходом заксобрания с каникул, когда все считали сюжет исчерпанным, губернатор нанес молниеносный удар. Спешно и с соблюдением мер секретности было собрано заседание рабочей группы в каком-то усеченном составе – не было ни деятелей науки, ни представителей городов. На рассмотрение этой недогруппы был вынесен невесть откуда взявшийся весьма путаный законопроект, определяющий судьбу именно крупных городов области, в которых проживает около двух миллионов человек и находится четыре пятых экономического потенциала региона.

Это, видимо, фирменный стиль куйвашевского механизма принятия решений. Келейность, узкий круг посвященных, из числа которых по максимуму исключены оппоненты. Крайняя спешка и внезапность, не дающая противнику отреагировать. Проигнорировано мнение даже первых лиц городов – на фоне этого как-то смешно сокрушаться о том, что никто не спросил рядовых граждан…

Отношение авторов законопроекта к Екатеринбургу выразительно демонстрирует одна деталь: огромный город упоминается в длинном списке где-то между Горнозаводским округом и Красноуфимском. Формально всё верно, по сути – издевательство.

Конец самоуправлению?

Конечно, губернатор Куйвашев будет наверняка оправдываться тем, что никаких «революций» в этом законе нет, он вроде как ни в чем не противоречит определившемуся ранее преобладающему мнению элит и простых горожан. Однако это не так. Предлагается закрепить областным законом в Екатеринбурге систему местной власти с всенародно избираемым главой города – председателем гордумы. Тогда как вот уже полтора года как есть решение публичных слушаний о возврате к системе «сильного мэра». Дальнейшие дискуссии по этому вопросу, получается, будут бесполезны: публичные слушания вправе влиять на решения муниципального уровня, механизмы общественного обсуждения решений региональной власти законом не прописаны.

Всё это вопиюще контрастирует с практикой, созданной городскими властями Екатеринбурга. Публичные слушания здесь проходят часто. И это не имитация – принять участие в них может каждый, в случае, если аудитория обещает стать многочисленной, в мэрии мобилизуют крупнейшие концертные залы города. И это не сотрясения воздуха. Достаточно вспомнить, что в 2010 году именно две тысячи (!) участников публичных слушаний заставили отказаться от первоначального плана реформы местной власти, решительно выступив за сохранение прямых выборов.

Народные консультации

Увы, иначе губернатор Евгений Куйвашев просто не может – ведь его планы катастрофически не совпадают с мнением граждан. И он об этом прекрасно знает. Об этом красноречиво свидетельствует то, что вторая часть законопроекта, который сейчас пытаются тихо и быстро протащить, посвящена именно механизму изучения мнения граждан по вопросу дробления крупных городов. Те механизмы, которые есть уже сегодня, – референдум, опрос горожан, публичные слушания – губернатора явно не устраивают. И в законе их нет. Есть «социологическое исследование». Требования к которому не конкретизированы никак. Это может быть опрос 100 человек из всего миллионного города, которых удалось найти в здании губернаторской резиденции. Более того, это может быть фокус-группа с участием пяти человек – ведь формально это тоже можно назвать исследованием. Кстати, уже несколько месяцев говорят, что органы областной власти провели соцопрос отношений екатеринбуржцев к предлагавшейся реформе. Но результаты этого исследования и вообще какая-либо информация о нем так и не опубликована. Незачем народу знать своё мнение.

Есть в законопроекте и совсем уж интересные места – упоминаются «народные слушания» и «публичные консультации». Искать эти термины в словарях бессмысленно, это какое-то изобретение губернаторских политологов. Что это из себя представляет, в законе никак не поясняется. Говорится только, что они проводятся решением губернатора. Сценарий прозрачен: послезавтра нам сообщат, что где-то в пелымских лесах прошли «народные слушания» – и вот они решили, что Екатеринбург нужно разрубить. Оспорить в суде этого невозможно, поскольку не нарушена ни одна норма закона…

Земля горит

Представители элит Екатеринбурга и Нижнего Тагила возмущены до крайности. Вопрос перешел в сферу личных эмоций. Потому что губернатор нарушил неписанные правила политической борьбы, сложившиеся в регионе уже двадцать лет как. Их не нарушали даже в моменты предельного обострения отношений. Здесь действовали подчас предельно жестко, но случаев нарушения договоренностей не было, как и действий в стиле «без меня меня женили». Если раньше губернатор конфликтовал с городскими элитами, то теперь он их демонстративно проигнорировал. И это в диспозиции, когда, казалось бы, мирный выход из конфликтного вопроса был найден летом.

Всё это категорически противоречит жесткому курсу Москвы на «замирение элит», принятому еще 10 лет назад. Москва неизменно гасила все вспыхивавшие конфликты: сторонам давали понять, что если они прямо сейчас не найдут компромисс, то завтра случится нечто, что заставит забыть их о сегодняшних амбициях. Мир между властями был значимой частью социального заказа на стабильность. А теперь внутреннее согласие внутри страны стало вопросом государственной важности, залогом победы в остром внешнеполитическом противостоянии. С учетом этих обстоятельств тот, кто открывает фронт внутренней войны, выглядит сейчас очень странно.

Налицо и важные региональные факторы. В 2018 году области предстоит принять матчи чемпионата мира по футболу – до сих пор у нас ни разу не проходили мероприятия такого масштаба и значимости. А еще через несколько лет свои 300-летние юбилеи отметят Нижний Тагил и Екатеринбург. Это события общенациональной значимости, это шанс придать развитию городов новый импульс на десятилетия – так, как это смогли сделать в Казани. Но добиться всех этих целей можно при условии консолидации элит и стабильности системы власти в городах.

С любого угла зрения – губернатор допустил вопиющую политическую ошибку.

«Новый Регион» будет следить за развитием событий.

Екатеринбург, Елена Васильева

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,