По руинам деревень Свердловской области (ФОТО, ВИДЕО) Спецпроект «Нового Региона»
Деревенский быт перестал ассоциироваться с банным запахом, народными гуляниями и розовощекими селянками. В последние годы это больше картинки покосившихся черных изб, печальных стариков, ковыляющих под дождем, и осыпающихся церквей. «Новый Регион» проехался по свердловским деревням-призракам и попытался составить некое подобие карты затерявшихся населенных пунктов и объектов.
Согласно официальным данным свердловского правительства, на территории региона сегодня насчитывается порядка 130 заброшенных поселений, где никто не живет. В действительности их гораздо больше. Деревни-призраки в основном сосредоточены на севере Среднего Урала. Это объясняется тем, что с давних времен здесь было много поселков лесозаготовителей, а также обычных крестьянских хозяйств. Люди объединялись в небольших населенных пунктах также из-за строительства исправительных колоний.
Многострадальную русскую деревню подкосил ряд причин, среди которых – планомерное сокращение необходимой для жизни инфраструктуры, закрытие производств или мест добычи ресурсов. После приостановки работы объектов села медленно умирали, построенные мельницы и церкви приходили в негодность, и в наше время найти забытые поселения, которые уже перестали существовать даже на картах, можно лишь по полям с островками высокой травы, да по остовам домов.
Оставленные деревянные крестьянские дома
По словам краеведов, с которыми пообщался «Новый Регион», на Среднем Урале могут находиться миллионы пустых зданий. Есть населенные пункты, где они еще неплохо сохранились в соседстве с другими постройками, и потому могут демонстрировать какую-то целостную картину некогда кипящей жизни. Среди таковых – поселки Шемейное (Алапаевский район) и Окунево (Туринский район). Они были расселены в связи с ликвидацией традиционного транспортного сообщения.
Другие населенные пункты – поселок Оленья и Таны – исчезли в результате пожаров. Еще один поселок-призрак Среднего Урала, требующий упоминания, – Арбат (или Арбатский, Кушвинский район), образованный на базе медного рудника. Он был упразднен из-за прекращения добычи полезных ископаемых и других ресурсов. По той же причине исчезли деревни Воскресенка, Бакарюка, Высотинка, Вагран, Ушма и другие (все последние – вследствие остановки вырубки леса). В некоторых из них сохранились остатки ГУЛага.
Там, где раньше жили помещики и купцы
Сохранились в Свердловской области целые особняки, дома богатых купцов и помещиков. Теперь это жалкое зрелище – одни стали прибежищем бомжей, другие наполовину разобраны. В основном они стоят одиноко посреди полей, поросшие бурьяном, забытые, без крыш и окон. Среди наглядных примеров – село Родники (Артемовский район) или деревня Кисловское (Каменский район). Здесь стоят двухэтажные кирпичные старинные особняки, внутри которых кроме прогнивших перекрытий и полуразрушенных стен ничего нет. Входы в здания заколочены.
Впрочем, со слов промышленных туристов, на Среднем Урале достаточно и таких строений купцов, в которых сохранились предметы быта и домашняя утварь. Самым удачливым даже удается найти личные вещи жильцов (в качестве примера называют дом у плотины Арамильского пруда).
Где венчали влюбленных и отпевали умерших
Религиозные объекты считаются самыми посещаемыми у людей, интересующихся стариной. И это объяснимо – подобные здания (громадные по сравнению с обычными крестьянскими домиками) одновременно внушают величие и страх, в них есть что-то таинственное. Полуразрушенные церкви и колокольни сегодня можно обнаружить практически в каждом поселении Свердловской области. Например, в деревнях Гуляево, Деево, Большая Грязнуха, Проходилова, селах Коптелово, Киприно, Черемхово, Щербаково, Волковском и других.
В основном истории храмов одинаковы: были построены два-три столетия назад и пришли в упадок с приходом советской власти. Многие из них духовенство и другие инициативные граждане сейчас пытаются восстановить, но получается далеко не у всех. Поэтому случайные туристы или местные жители продолжают посещать пустые холлы церквей с высокими куполообразными потолками, где шумят птицы. В ряде объектов можно залезть на крышу, под купола, или на колокольню. Колоколов, конечно же, там уже давно нет.
Забытые школы и пионерские лагеря
Еще одни символ ушедшей эпохи – загородные лагеря, в которых раньше отдыхали уральские дети и подростки. В советские годы их часто называли в честь «героя» того времени – Павлика Морозова. Один из таких заброшенных лагерей стоит сегодня под Верхней Сысертью. Здесь можно погулять по пустым отрядам, актовому залу, по площадке, где ранее проходили линейки, и также покачаться на полусгнивших качелях. Такие же картины можно увидеть и в других районах региона – забытые лагеря есть под Дегтярском, Первоуральском, Нижним Тагилом.
Лагерь «Дружба», Балтым
Есть в регионе и пустые школы – их можно найти в Сысерти, Нижней Туре, Новоуткинске, Таборах и так далее. Здания пустуют, в них любят собираться бомжи и подростки. Почему эти школы закрылись в свое время, не до конца ясно – везде были какие-то свои причины.
Школа, Новоуткинск
Оставленные больницы и дома культуры
Рунет переполнен также снимками других социальных объектов – мест, где раньше знахари ставили банки и где отдыхали уральцы. Например, очень много заброшенных больниц (одна из них есть даже в самом центре Екатеринбурга – в Зеленой Роще), внушающих некоторый страх. Например, показательно здание бывшего медицинского учреждения в поселке Шайтанка, где некогда лечили детей. Теперь это местный полигон для граффитчиков и пейнтболистов.
Больница в Шайтанке
Еще одна забытая больница находится в поселке Растесс, что примерно в 30 км от Кытлыма. Этот населенный пункт, ранее занимавшийся добычей золота, известен нашествием инопланетян – здесь то и дело видят в небе таинственные свечения.
Наконец, немало в регионе заброшенных домов культуры, где раньше смотрели фильмы и устраивали концерты. Такие здания можно найти в Ивделе, Ирбите и всевозможных поселках городского типа. В течение своей жизни они то и дело меняли сферу деятельности – здесь располагались органы власти, чиновничьи жилищные отделы, магазины. Такая судьба, например, постигла бывший дом культуры в поселке Монетный-2. Сегодня это пристанище урбанистов, которым здание с кинобудкой кажется зловещим.
Дом культуры, Монетный
Это лишь некоторые примеры из сотен заброшенных деревень и миллионов забытых зданий, доживающих свой век на карте Свердловской области. Каждое из них хранит свою историю, свои тайны. Относиться к ним можно по-разному. Кто-то просто с грустью смотрит на обветшалые объекты, другие же стараются максимально изучить их. Как говорят краеведы, главное – не как человек относится к подобным вещам, а какие выводы делает из их истории.
Фото «Новый Регион» и urban3p.ru
Екатеринбург, Игнат Бакин, Семен Саливанчук, Александр Саливанчук, Антон Отман
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».