AMP18+

Екатеринбург

/

Северному Уралу грозит исчезновение общественного речного транспорта (ФОТО) «Всему виной – безучастность государства»

Населенные пункты на севере Свердловской области могут остаться без доступного речного транспорта – муниципальные предприятия, осуществляющие перевозки, оказались на грани вымирания. Водные артерии на этой территории являются главными магистралями для передвижения. В условиях отсутствия помощи со стороны государства они скоро могут опустеть, навсегда распрощавшись с теплоходами и катерами. А между тем для многих обитателей местных деревень это единственный способ добраться до цивилизации, до магазинов и аптек.

Как передает корреспондент «Нового Региона», один частный случай, о котором сегодня говорят многие жители северной части Среднего Урала, наглядно демонстрирует проблему всей отрасли. С недавнего времени местное муниципальное предприятие «Пристань Гари», владеющее катером «Пелым», не может официально оказывать услуги по пассажирским перевозкам на реках Тавда, Сосьва и Лозьва. Причина – невозможность оплаты обслуживания водных путей, которое на правах надзорного ведомства осуществляет филиал «Тобольский район водных путей и судоходства» ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Цена вопроса – 350 тысяч рублей в месяц (!). Для Гарей – одного из самых удаленных районов региона – это очень солидная сумма.

«Мы живем на субсидии от местных властей. В этом году они смогли нам выделить 700 тысяч рублей, мы оплатили только май и июнь, заключили договор. А на остальную часть навигации средств уже не было. То есть если и курсировать по рекам, то только на свой страх и риск. Отсутствие договора с ФГУ грозит штрафами», – рассказали информагентству сотрудники муниципального предприятия.

По их словам, сезон навигации начинается в мае и заканчивается в октябре – середине ноября. За весь прошлый год выручка от пассажирских перевозок (продажи билетов) составила всего 47 (!) тысяч рублей. «Глубоких математических знаний не нужно, чтобы понять – наша выручка никак не может покрыть необходимые на оплату обслуживания водных путей средства. Субсидий тоже не хватает. Стоимость билетов (катер «Пелым» ходит по нескольким маршрутам, в том числе от поселка Гари в сторону Кузнецово, Пуксинки и в Новый Вагиль) составляет от 225 до 625 рублей, цены утверждены постановлением РЭК, повысить их мы не можем, – добавляют на МП «Пристань Гари». – Да даже если билеты подорожают, все равно не набрать 2 млн рублей, которые нужны на всю навигацию. В сезон мы перевозим чуть более 1 тысячи пассажиров. Но для многих из них наш катер – единственная возможность добираться до цивилизации из своих деревень, ездить за продуктами и лекарствами».

В филиале «Тобольский район водных путей и судоходства» ФГУ Обь-Иртышводпуть говорят о невозможности снижения ставок. «У нас утвержденная калькуляция, 350 тысяч рублей в месяц – это та необходимая сумма, которую нам приходиться тратить на обслуживание рек. Это комплекс путевых работ, включающий в себя не только установку береговых знаков и плавучих ограждений, но также контроль над всей ситуацией на водной артерии. Кроме того, это выплата зарплаты обслуживающему персоналу и амортизация навигационного оборудования», – сообщили сегодня «Новому Региону» представители ведомства.

По словам чиновников, недостаток средств у МП «Пристань Гари» – не единственный случай. Эта проблема охватывает куда больше предприятий, работающих на Тоболе, Туре и других водных артериях (в Свердловской, Тюменской областях и других субъектах РФ), по которым курсирует пассажирский транспорт. Ситуацию могло бы исправить государственное финансирование содержания рек, которое осуществлялось раньше, но с недавнего времени прекращено.

«Вопрос непростой, и вы нас тоже должны понять – мы лишь выполняем свои функции. С другой стороны, каждое предприятие, о которых мы ведем с вами речь, по-своему решает проблемы. Вот, к примеру, власти Таборинского района нашли где-то денежные средства – у них там работает пассажирский катер «Заря». В Гарях же, видимо, ситуация другая... Хотя городские округа являются соседями, но в одном есть деньги, в другом – нет», – подмечают в ФГУ.

В МП «Пристань Гари» сейчас размышляют, как выйти из сложного положения. Одно из обсуждаемых предложений – перепрофилировать по бумагам катер «Пелым», сделать из него разъездное судно, а не пассажирское. Такой юридический ход позволит избежать денежной кабалы, но с другой стороны заставит решить другие непростые бюрократические вопросы.

Фотография из блога alshevskix.livejournal.com

Гари, Свердловская область, Игнат Бакин

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Транспорт, Фоторепортаж,