«Это театральное кино», – критики о римской премьере фильма Федорченко «Ангелы революции» (ФОТО, ВИДЕО)
На Римском фестивале состоялась премьера фильма уральского режиссера Алексея Федорченко «Ангелы революции», в котором снялись многие екатеринбургские актеры. Столкновение двух культур – русского авангарда и древнего обского шаманства – показали через театр. Поэтому первые зрители говорят о том, что лента больше напоминает спектакль, игра актеров театрализована, а фильм – это «кино масок». Найдет ли фильм отклик у широкой аудитории, станет понятно, когда он выйдет в прокат.
Как ранее писал «Новый Регион», действие «Ангелов Революции» происходит в 1934 году. На севере СССР неспокойно – хантыйские и ненецкие шаманы не хотят принимать новые традиции. Чтобы примирить две великие культуры – культуру русского авангарда и древнее язычество – в обскую тайгу отправляются художники: композитор, скульптор, театральный режиссер, архитектор-конструктивист, кинорежиссер-примитивист и руководитель отряда – знаменитая Полина-Революция. Фильм основан на реальных событиях. В картине задействованы многие екатеринбургские актеры, в том числе актер «Коляда-театра» Олег Ягодин.
Первые критики оценили фильм по достоинству, назвав его «кино масок» и сравнив с театром.
«Есть миф о человеке, который всю жизнь провел среди аборигенов Австралии и ни разу не видел кино. А увидев впервые, испугался: на экране разговаривали головы без туловищ! В таком положении человека, не готового к определенному языку в искусстве, рискуют оказаться наши критики, отслеживающие каждый опус фон Триера и не следящие за эволюцией родных культур. А там уже утвердилось художественное мышление, которое оценили в Варшаве, Париже и Риме, но в России до сих пор считают чем-то вроде местного говора. Его первооткрыватель в театре – Николай Коляда, в кино – Алексей Федорченко. Оба признаны в мире, оба родственны по духу, явно влияют друг на друга, и неслучайно в новом фильме Федорченко «Ангелы революции» можно увидеть едва ли не всех ведущих актеров «Коляда-театра». Это театральное кино – обостренно образное и метафоричное, условное и в основе, и в деталях, и те, кто проморгал «Коляда-театр» и все с ним связанное, будут фильмом озадачены: примут за казус то, что стало языком, – пишет в «Российской газете» критик Валерий Кичин. – … Его приметы: умение из любого бытового предмета создать артефакт. Непривычно глубокая связь с древними национальными культурами, бытовавшими на территории России, – от шаманских медитаций до скоморошества. Мифология, сплетенная с реальностью. Отказ от бытоподобия при абсолютном слухе на художественную правду... Это кино масок, и оно, мне показалось, было понято зрителями страны Пьеро и Пульчинеллы. Актерская техника ближе театру. Грубоватый рубленый стиль, лубок…».
Несмотря на всю видимую мифологичность фильма, он основан на реальных событиях. И на пресс-конференции в Риме Алексей Федорченко обосновал каждый кадр, каждого персонажа.
«Столкновение двух культур – русского авангарда и древнего обского шаманства – мы хотели показать через театр. Советскую культуру представляет авангардный театр, культуру народов Северной Сибири – мансийские куклы. Герои фильма оказались на острие этой сшибки культур, пытались навязать другой цивилизации свою. А у хантов культ – значит черт, и культбаза воспринималась как место, где живет злой дух. Красный чум в мифологии – чум, где живут мертвецы… – цитирует слова Федорченко «Российская газета». – Наш фильм – о том, что нельзя подходить ко всем народам с одними лекалами. О том, что ты не всегда прав, даже если, согласно твоим представлениям, – прав. Фильм окончательно сложился, когда мы нашли девочку, которая первой родилась на казымской культбазе. Я не надеялся ее найти, но оказалось, что она жива, очень стара и плохо ходит. Она стеснялась говорить, и я попросил ее спеть – говорили, что она в юности была певуньей. И когда она спела «Жила бы страна родная, и нету других забот», – я понял, что фильм готов».
Представлять фильм в Рим помимо самого режиссера приехали и сыгравшие в нем главные роли актеры: Дарья Екамасова, Константин Балакирев, Павел Басов и Георгий Иобадзе. Не смог поехать в Рим на премьеру только актер «Коляда-театра» Олег Ягодин, игравший композитора Ивана. У него в этот день в Екатеринбурге была презентация альбома группы «Курара», лидером которой он является. Добавим, что Федорченко уже не в первый раз привозит свои картины в Италию. В 2012 году в Риме был показан его фильм «Небесные жены луговых мари». В 2005 году его фильм «Первые на Луне» был назван лучшим в программе «Горизонты» на Венецианском фестивале, а в 2010 году в Венеции фильм «Овсянки» получил приз за лучшую операторскую работу.
Ссылки по теме:
«Марком Аврелием» Римского кинофестиваля стал екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко (ВИДЕО) >>>
В Екатеринбурге снимут фильм по повести братьев Стругацких «Малыш» / А пока город «населили» «ангелами революции» (ФОТО) >>>
В День российского кино режиссеры рассказали, кому и за что дают деньги на съемки (ВИДЕО) >>>
Жители Екатеринбурга первыми увидят картину «Небесные жены луговых мари» (ВИДЕО) / Режиссер Алексей Федорченко рассказал о фильме подробности >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».