«Форатек» вернулся. Бизнес, который приписывают Александру Мишарину, вновь получает заказы в области (ФОТО) УФАС и ФСБ в курсе
Компания «ФоратекЭнергоТрансСтрой», контроль над которой приписывают нынешнему первому заместителю президента ОАО «РЖД», бывшему губернатору Свердловской области Александру Мишарину, вновь на коне. Она и не думает уходить из региона, используя новые предприятия в качестве ширмы. После отставки Мишарина масштабы прибыли существенно сократились, но и сейчас суммы заказов превышают сотни миллионов рублей. До прежних миллиардов структурам, близким к Мишарину, в этот раз добраться не удалось. О закате бизнес-империи в Свердловской области читайте в материале «Нового Региона».
Осень патриарха
Несколько лет назад блогеры опубликовали расследование деятельности компании «Форатек», которое произвело в политтусовке эффект разорвавшейся бомбы. Компания получила от Управления дорог Свердловской области заказы на сумму около двух миллиардов рублей. При этом выяснилось, что к ней прямое отношение имели родственники и близкие Александра Мишарина – родной брат Владимир Мишарин (работал в должности заместителя генерального директора «ФоратекЭнерготрансСтроя») и двоюродный брат Андрей Мишарин – его должность в компании расследователям выяснить не удалось. Оба засветились в корпоративных футболках во время проведения пермской регаты для политической и бизнес-элиты AkulaYachting. Компанию на том мероприятии им составил генеральный директор «Форатека» Сергей Клевакин – зять председателя директоров компании, близкого друга Мишарина Петра Короткевича.
После того как скандал о связях «Форатека» с тогдашним губернатором Александром Мишариным выплеснулся на федеральный уровень, нынешний юрист «Роспила-УрФО» Екатерина Петрова провела обстоятельный анализ заказов, получаемых провластной компанией, и направила материалы в УФАС по Свердловской области. Она обвинила «Форатек» в ценовом сговоре со «Свердловскавтодором», и УФАС аргументы юриста признало правомочными.
После серии такого рода скандалов председатель директоров «Форатека» Петр Короткевич заявил, что компания уходит с рынка автомобильных дорог Свердловской области. Но когда спустя короткое время Мишарин стал топ-менеджером «Российских железных дорог», компания вернулась в Свердловскую область. Правда, зарабатывает уже на другом направлении.
Так, 21 декабря 2013 года компании достается 20 миллионов рублей на «Выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения Свердловской дирекции инфраструктуры» общей суммой в 20 миллионов рублей.
Спустя два дня, 23 декабря 2013 года, компания получает 121 миллион рублей за «Право заключения договора на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения Свердловской дирекции инфраструктуры».
И уже 10 января 2014 года компании досталось около одного миллиона рублей за «Выполнение пусконаладочных работ «под нагрузкой» по объекту: «Техническое перевооружение системы телемеханики на участке Талица – Войновка».
Отметим, что главным лоббистом на СвЖД всегда считался главный инженер дороги Игорь Набойченко. Одни источники утверждают, что он учился на одном курсе с Александром Мишариным, а другие это опровергают, ссылаясь на разницу в возрасте. Тем не менее, все сходятся во мнении, что двух железнодорожников связывает давняя дружба.
Отметим, что Набойченко и «Форатек» также связывают давние отношения. Еще в 2008 году топ-менеджеры «Транстелекома» жаловались президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину на главного инженера. Набойченко, якобы, в обход всех запретов, способствовал тому, чтобы компания «Форатек Комунникейшн» тянула кабеля в полосе отвода железной дороги. По мнению сотрудников крупного провайдера, таким образом Набойченко способствовал наращиванию капитализации компании с целью ее продажи.
Правда это или нет, но спустя год корпорация действительно была продана «Вымпелкому» (владелец оператора сотовой связи «Билайн») за 1,4 миллиарда рублей.
Возвращаясь к новым заказам, которые получил «Форатек» уже при Мишарине – замглавы президента ОАО «РЖД», можно приплюсовать к ним и «Комплекс работ по капитальному ремонту объектов хозяйства электрификации и электроснабжения Куйбышевской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в 2013 году». Цена вопроса – 242 миллиона рублей. Конечно, с прежними миллиардными заказами компании ее нынешнее состояние не сравнить. Но тем не менее.
Возможно, причиной крушения былого величия стала давняя вражда Александра Мишарина с Владимиром Якуниным. Когда Мишарина назначили его первым замом, железнодорожники сочли, что это был веселый тролинг со стороны Владимира Путина.
Так или иначе, нынешний «Форатек» не выглядит прежним хищником с мощным административным ресурсом за спиной.
Правда, намного лучше у компании обстоят дела на рынке автомобильных дорог – если брать в качестве примера Свердловскую область.
Дорожный ренессанс и компания «Дельта»
По некоторым данным, еще в 2010 году компанию ООО «СК Дельта» приобрели акционеры ЗАО «ФоратекЭнергоТрансСтрой». Компания – лидер по разметке автомобильных дорог Свердловской области, также занимается ремонтом и реконструкцией дорог. Только за 2014 г. портфель государственных и муниципальных заказов компании по данным ЕГРЮЛ (система «Контур-Фокус») оценивается в 733 миллиона рублей. Владельцы структуры –кипрский оффшор Placostro commercial LTD (99,5%) и Анатолий Симонов (0,5%).
Владельцем офшора, по данным НР, является Владимир Чижевский. В 90-е Мишарин – главный инженер СвЖД, Короткевич – главный финансист, а также Владимир Чижевский вместе жили в одном элитном, по тогдашним меркам, доме на Хохрякова, 32.
По данным источников нашего агентства, всех троих связывают давние служебные и бизнес-связи. Тот же Чижевский некоторое время возглавлял «Форатек Коммуникейшнз», одну из частей компании «Форатек».
Другой совладелец ООО «СК Дельта», Анатолий Симонов, – возглавляет юридический департамент в группе компаний «Форатек», которая, к слову, зарегистрирована по тому же адресу, что и ГК «Форатек», а именно – на Блюхера, 50, в Екатеринбурге. Таким образом, аффилированность компаний практически не вызывает сомнений, что подтверждают и источники нашего агентства в отрасли.
Основным заказчиком ООО «СК Дельта» числится ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». В этом году от компании получено 4 государственных контракта. Речь идет о разметке на дорогах общего пользования в регионе. Самый крупный госконтракт получен 20 февраля этого года на общую сумму около 512 миллионов рублей – речь идет о содержании ряда областных дорог до 2017 года. Общий объем заказов, полученных компанией, составляет около трех миллиардов рублей.
Интересно, что структура была замечена и в получении договоров субподрядов. В том числе и у акционерных обществ – речь идет об ОАО «Свердловскавтодор», 100% акций которого принадлежат государству.
Еще в прошлом году тогдашний департамент госзазакупок разместил заказ на «Выполнение работ по организации капитального ремонта автомобильной дороги «г.Екатеринбург – г.Нижний Тагил – г.Серов» на участке км 151+000 – км 158+500 на территории города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа» на общую сумму в 160 миллионов рублей. Победителем стал «Свердловскавтодор». Другим участником, допущенным до торгов, стала именно «Дельта». Разница между ценовыми предложениями от двух компаний составила всего полпроцента.
Примечательно, что позже «Свердловскавтодор» опубликовал заказ на закупку у единственного поставщика на сумму 51 миллион рублей именно у «Дельты». Что несколько странно, учитывая тот факт, что при конкурентной борьбе за договор субподряда боролись бы ряд строительных компаний. В таком случае цена могла бы существенно снизиться.
«Я не нашла в извещении информации, на какой объем работ передается субподряд. Нет данных в реестре контрактов, который относительно этого заказа пустует. У меня есть подозрение. Учитывая тот факт, что «Дельта» – офшорная компания, допускаю возможность, что это просто способ вывода средств и никаких работ реально выполнено не было. Это только предположение. Так или иначе, я буду подавать жалобу в УФАС, на предмет возможного ценового сговора. А если предположение подтвердится, то буду обращаться в СКРООПТ ФСБ (транспортная служба, – прим. НР) для возбуждения уголовного дела», – прокомментировала «Новому Региону» ситуацию юрист «Роспила-УрФО» Екатерина Петрова.
Отметим, что сметная прибыль при ремонте дорог может достигать тридцати процентов от общей суммы заказа – и в данном случае сумма договора субподряда совпадает с этой цифрой.
Ранее УФАС уже выносила решения о согласованных действиях при размещении госзаказа «Форатека» и «Свердловскавтодора», но в арбитражном суде его отменили. Однако при аналогичной ситуации с тем же «Свердловскавтодором» и скандально известным в Свердловской области тюменским «Аэродромдорстроем» решение в суде устоялось – возможно, потому, что материалы оперативной деятельности в антимонопольный орган предоставила ФСБ.
Так или иначе, повторная борьба юриста и бизнеса, близкого к Александру Мишарину, обещает быть интересной. «Новый Регион» сообщит о развитии событий.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».