Опять двадцать пять: депутаты заксо решили переиграть федеральный закон о неразграниченных землях (ДОКУМЕНТЫ)
Группа депутатов Свердловского заксобрания пригрозила органам местного самоуправления лишением права распоряжаться неразграниченными землями. Парламентарии подготовили законопроект, который снова оставляет такое право за МУГИСО – притом, что последние поправки в федеральном законе закрепляют неразграниченные земли за городской властью. «Новый Регион» разобрался, насколько легитимной является инициатива и каким пунктам федерального закона она противоречит.
В Свердловской области в политическую повестку опять решили втянуть вопрос о неразграниченных землях, – он питал скандалы и разборки между городом и областью в течение целого года. Напомним, полномочия по управлению этими землями долгое время были у города, но в мае прошлого года облправительство решило разорвать соответствующее соглашение и отдать управление такими участками МУГИСО. Это вызвало немало споров и конфликтов – застройщики жаловались на неудобство новой схемы, в администрации сетовали на снижение объемов строительства и т.д. Ситуация вновь изменилась благодаря федеральным законодателям. Как ранее писал «Новый Регион», с 1 марта в силу вступают поправки к ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», касающиеся полномочий по распоряжению неразграниченными землями – они однозначно отдаются органам местного самоуправления.
Но на Урале это решение решили оспорить. Группа депутатов заксо предложила законопроект, оставляющий полномочия за МУГИСО.
«Во-первых, такая практика уже существует в Свердловской области. Мы проанализировали год работы – нас устраивает и мобильность принятия решений, подготовки документов, доверяем и работе МУГИСО. Год назад мы (депутаты заксо, – прим. НР) уже голосовали по такому же вопросу, и достаточно неплохо прошло. Сложно говорить, сколько проголосуют в этот раз, не хотелось бы забегать вперед. Мы еще будем обсуждать законопроект», – рассказал корреспонденту «Нового Региона» один из авторов инициативы, депутат-единоросс Алексей Коробейников. Он также добавил, что инициатива не противоречит федеральному законодательству – у субъектов есть право определять механизм распределения полномочий самостоятельно, и уже есть прецедент – Москва оставила такое право за собой.
Между тем, согласно ФЗ, только города федерального значения могут сохранить за собой право на распоряжение землями – то есть Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Как и полагается, в пояснительной записке к законопроекту авторы инициативы объясняют свою идею в соответствии правовыми нормами. И здесь есть два интересных момента. Во-первых, депутаты ссылаются на закон об общих принципах организации власти на уровне регионов, где действительно предусмотрена возможность перераспределения полномочий между региональными властями и муниципальными. Но это положение не отменяет общих юридически-правовых принципов РФ, по которым ни один региональный закон не может противоречить федеральному законодательству (а именно на этом уровне полномочия по распоряжению неразграниченными землями возложены на муниципалитеты).
Вторая отсылка в пояснительной записке вообще вызывает недоумение: авторы законопроекта приводят в качестве обоснования абзац 1 ч.1 ст.17 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Между тем, это положение лишь гласит, что «в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями…». То есть, эта фраза не содержит в себе никаких оснований для отъема у городских властей полномочий, полученных по федеральному законодательству.
«В официальную повестку законопроект пока еще не был включен, хотя, по слухам, – включили на 18 ноября. А к самой идее я отношусь так же, как и раньше относился, – это, мягко говоря, неправильно. Смотрите, 100 % денег от управления идет в городской бюджет, а управляют областные чиновники – ситуация нелепая. Это модель неэффективного управления. Тем более, в такой сложный период, когда область фактически городам ничем помочь не может», – прокомментировал «Новому Региону» депутат заксобрания от КПРФ Нафик Фамиев. Он отметил, что группа парламентариев, инициировавших законопроект, является инициаторами лишь на бумаге: «Им дали (документ, – прим. НР), они подписались, похоже на задание». Депутат намекнул, что из личной беседы с депутатами у него сложилось впечатление, что серьезно к инициативе никто не относится, а сами инициаторы уходят от прямых ответов на уточняющие вопросы. Непродуманность документа подтверждают и явные просчеты в формулировках – например, в пояснительной записке Екатеринбург внезапно становится городским округом.
Тем не менее, как отметил Коробейников, 11 ноября законопроект планируется обсудить на заседании комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды, а спустя семь дней – внести на рассмотрение заксо. Если проект будет одобрен, он вступит в силу с 1 января 2015 года, и МУГИСО получит право распоряжаться неразграниченными землями на будущие пять лет.
Ссылки по теме:
Совет Федерации положил конец земельным интригам Куйвашева: неразграниченные земли вернут Екатеринбургу >>>
Перекидывание полномочий по неразграниченным землям из Екатеринбурга в область негативно сказалось на земельных торгах – мнение эксперта >>>
Закон предписал Куйвашеву и МУГИСО вернуть Екатеринбургу отобранные земли >>>
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».