Бюджет расскажет, на чем сэкономят в кризис: на инвалидах, дорогах, ЖКХ Зато зарплата губернатора будет расти
С сегодняшнего дня депутаты Свердловского заксобрания приступают к обсуждению проекта бюджета на 2015 и плановый период 2016-2017 годов в комитетах. Документ подразумевает негативный сценарий развития экономики, расходы будут на десятки миллиардов рублей превышать доходы, а областное правительство желает увеличить объем госдолга максимум до 100 млрд рублей. «Новый Регион» разобрался, финансирование каких программ будет урезано больше всего, а кто, напротив, сможет похвастаться ростом зарплат.
Общегосударственные вопросы
В следующем году расходы на общегосударственные вопросы в целом возрастут почти на 2 млрд рублей: в основном за счет роста трат на содержание судебной системы, отчислений в резервные фонды и на программы по противодействию коррупции. А вот зарплаты чиновников в целом к следующему году упадут практически во всех министерствах – на несколько процентов, но к 2017 году цифра увеличится. Прирост в расходах начиная со следующего года ожидается только для минкультуры – на 9,7 % в связи с реорганизацией и для аппарата министерства энергетики – на 7,5 % «в связи с увеличением предельного лимита штатной численности». А зарплата губернатора, хоть упадет в 2015 году на 4,1 %, но уже в 2016 превысит показатель этого года и продолжит расти. Отметим, практически по всем остальным показателям общая тенденция иная: если на следующий год в бюджете заложен пусть не рост, то хотя бы не очень сильное падение финансирования, то к концу планового периода расходы на многие программы просто обнуляются.
Национальная экономика
Общее финансирование по этой программе падает на 1,2 млрд рублей – не очень значительная сумма в процентном соотношении, но при этом многие целевые программы с расходов на сотни миллионов выходят к 2017 году «на ноль». Например, подпрограмма «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области» обнуляется уже в 2015 году, несмотря на то, что в 2014 на нее выделялось более 113 млн рублей.
Нерадостные перспективы вырисовываются и у «Иннопрома» – об этом ранее писал «Новый Регион», да и безработным рассчитывать на помощь со стороны государства стоит все меньше и меньше – на их трудоустройство затраты с 1,3 млн рублей к 2017 году упадут до нескольких сотен тысяч. Даже тем, кто решил свое увольнение использовать для открытия собственного бизнеса, стартовый капитал теперь придется добывать исключительно своими силами. Соответствующая программа областного бюджета сократилась более чем на пять миллионов «с оптимизацией расходов областного бюджета и с уменьшением численности участников мероприятия на 9 человек». И это – несмотря на то, что при планировании бюджета в доходной части авторы сухо констатируют факты глубочайшей рецессии и кризиса – «в ходе согласования с органами местного самоуправления расчетная база скорректирована с учетом документально подтвержденных данных о сокращении численности работников и о переходе на неполный рабочий день (рабочую неделю) отдельных крупных плательщиков».
Даже добывающая отрасль экономики, которая на данный момент является основой всего федерального бюджета, осталась без денег – уже со следующего года область прекращает вкладываться в подпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы».
Транспорт и дороги
Расходы на транспорт немного вырастут лишь в 2015 году, вслед за чем их ждет та же судьба, что и все остальные направления – неуклонное снижение. Основные проблемы, скорее всего, стоит ожидать из-за резкого сворачивания подпрограммы «Содействие повышению доступности перевозок населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области» – за этим названием кроется компенсация железнодорожникам выпадающих доходов из-за поддержания относительно невысоких цен на проезд в электричках.
Споры из-за нежелания регионов полностью покрывать эти доходы уже доводили чиновников и транспортников до разборок на уровне полпредства, и планируемое снижение расходов по этой статье в десятки раз (с миллиарда рублей в 2015 году до 50 миллионов в 2017) приведет либо к очередному обострению конфликта, либо – к взрывному росту цен на проезд. Растут расходы на дорожное хозяйство, в том числе на ремонт и (в первую очередь) строительство, но за это стоит сказать спасибо исключительно подготовке к ЧМ-2018 по футболу. Областные власти запланировали дальнейшее строительство ЕКАДа, а вот про дороги столицы субъекта «забыли».
ЖКХ
Коммуналка внезапно оказалась одной из самых пострадавших: от 7,8 млрд рублей в 2014 году к следующему году на программу останется около 6,5 млрд, а к концу планового периода – только 2,7 млрд. Именно в этой программе отмечается самое сильное снижение финансирования по основным статьям расходов. Муниципалитеты, например, останутся фактически один на один с жителями аварийных домов – если их расселению в 2015 году регион поможет выделением 821 миллиона рублей, то к 2017 году эта помощь сократится до 212 миллионов.
Еще хуже ситуация с коммунальными сетями. Несмотря на то, что износ составляет местами до 100%, чиновники упорно считают, что с их модернизацией и заменой справятся владельцы труб, соответственно, снижая и расходы – местным бюджетам на строительство и реконструкцию систем и объектов коммунальной̆ инфраструктуры выделяется все меньше и меньше денег. В 2015 году города и поселки еще получат более миллиарда рублей, но в 2017 году финансирование снизится до 94,5 миллионов.
Образование
Скандалы с учительскими зарплатами, сотрясавшие область последние два месяца, не прошли бесследно – на несколько лет вперед чиновники все же заложили постоянный рост расходов на выплаты учителям. Но вот с ремонтом и строительством школ и садиков не все так однозначно. Последние, например, с 2016 года строить прекращают вообще – к этому году Путиным была поставлена задача ликвидировать очереди. Чиновники, по всей видимости, забыли, что сами же гордо отчитываются о росте рождаемости, а значит, остановка неминуемо приведет к очередному социальному коллапсу уже на следующий же год. Что же касается школ, то их по планам в области должны построить две. За три года.
Социальное обеспечение
Этот раздел позволяет оценить, насколько честны чиновники, когда в очередной раз заявляют о «социальной ориентированности бюджета». И при внимательном рассмотрении всех статей расходов, а также их динамики, выясняется, что за громкими словами кроется то ли лукавство, то ли неполное владение информацией. Сразу по нескольким статьям правительство обещает ввести режим жесткой экономии. Заявления главы государства о стимулировании демографии разбиваются о решение свердловских властей срезать социальные выплаты многодетным семьям для обеспечения жильем с 858,5 млн в 2015 году до 149,5 млн в 2017. Борьба с алкоголизмом и наркоманией в области, судя по бюджету, и вовсе близка к полной победе абстинентов – если на противодействие наркомании, алкоголизма и токсикомании на территории Свердловскоӗ области в 2015 году еще готовы потратить чуть больше 1,6 млн рублей, то в 2016 и в 2017 году финансирования по этой статье расходов не предусмотрено. Не повезло и инвалидам – формирование доступной̆ среды закончится в 2015 году выделением около 23 миллионов рублей.
Физкультура и спорт
Судя по основному финансовому документу региона, жители Среднего Урала могут забыть о массовом спорте на ближайшие три года. С 207 млн рублей в этом году к 2017 году финансирование подпрограммы «Массовый спорт» до 96 млн. Снижение финансирования особенно заметно на примере целевой статьи 1611812 – «Организация и проведение мероприятий в сфере физической культуры и спорта». В 2015 году на мероприятия «в соответствии с календарным планом» бюджет выделит 63,5 миллиона рублей, после чего массовость придется поддерживать силами энтузиастов-волонтеров – уже в 2016 году ассигнования упадут до 44,6 млн рублей, а в 2017 году на эти цели и вовсе планируется найти всего 7,2 миллиона рублей.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».