AMP18+

Екатеринбург

/

«Пожалуйста, нарисуй барашка», золотое руно и овца-мизантроп Символ Нового года в культуре народов мира (ФОТО, ВИДЕО)

image

Следующий, 2015 год, по Восточному календарю пройдет под знаком козы или овцы. Вообще-то в китайском языке оба этих копытных животных с рожками, дающие молоко и шерсть, обозначаются одним иероглифом, поэтому самим учредителям календаря, по большому счету, все равно. Однако в представлениях европеизированных граждан разница между этими животными велика, и каждому из них – и овце, и козе – посвящены целые культурные пласты. «Новый Регион» вспомнил, сколько песен, книг, фильмов и крылатых фраз сложено об овцах.

image

Одно из самых первых упоминаний об овцах в культурных произведениях относится к периоду до нашей эры – среди мифов и легенд Древней Греции широко известен миф о золотом руне. Кстати, с самим бараном обошлись весьма непочтительно. Несмотря на то, что именно на его спине от преследования мачехи спасались дети царя Афаманта, Гелла и Фрикс, последний, когда достиг убежища – берегов Колхиды, принес спасшее его животное в жертву Зевсу, шкуру содрал и подарил царю этих земель. Золотое руно стало символом благоденствия – и потому им так мечтали завладеть другие.

image

Впрочем, отношение к овцам и баранам в культуре всегда было довольно нетрепетное – их то и дело приносили в жертву. Например, библейский Авраам, испытуемый Богом, принес в жертву гулявшего неподалеку барана – на радостях, что ему не пришлось заколоть своего сына Исаака. Впрочем, если судить по писанию, то овца – не самое плохое животное. По крайней мере, Иоанн Креститель, говоря об Иисусе, сравнил его именно с этим животным. «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира». Прихожан христианских церквей позже в русском языке вообще станут называть паствой (те, кого ведет пастырь, прим. НР), да и выражение Агнец Божий – или на латыни Agnus Dei – пройдет через века и появится, например, в моцартовском «Реквиеме» в виде одного из 14 хоров.

Несмотря на то, что овца, символизирующая испокон веков покорность в виду своей нелегкой судьбы на жертвенниках разных божеств (отсюда, например, пошли выражения «ведут, как овцу на заклание», «ягненок уже тем виноват, что волк голоден»), она же и является символом упрямства, совершенно противоположной черты. Фантастическое упрямство описано в сказке Сергея Михалкова об этих животных, упертых настолько, что они готовы погибнуть, лишь бы не уступить.

image

В культуре бараны, кстати, вообще изображаются как весьма недалекие животные. Например, фразеологизм «Смотрит, как баран на новые ворота» означает «смотрит с глупым видом». Считается, что баран и овца наивны – возможно, из-за их противопоставления хитрым волкам. В пьесе Островского «Волки и овцы» молодая и богатая вдова Евлампия Купавина мечтает о счастье и любви, не видя всех козней, что строят другие предприимчивые помещики – «волки» – вокруг нее с целью завладеть ее состоянием. Даже овца Бяша из «Сказки с подробностями» Григория Остера выступает как весьма наивный персонаж, пусть и обретший, как это подобает детской сказке, счастье в финале.

image

Попытки реабилитировать овец и баранов периодически встречаются в культуре. Правда, удачные – весьма редко. Так, Салтыков-Щедрин пишет «Барана непомнящего», который пытается вырываться из амплуа тупицы, видя сны о том, что мир не ограничивается стенами хлева, но попытка проваливается – баран от своих мыслей, а также от насмешек соседок-овец, хиреет и умирает. В знаменитой книге Экзюпери знакомство главного героя и Маленького принца начинается именно с просьбы последнего нарисовать барашка, чтобы малышу не было одиноко на его планете.

image

В новейшей истории баран вновь появляется в более «думающем» виде – в детском мультсериале «Смешарики» есть персонаж по имени Бараш. Он пишет стихи и прозу, влюблен в свинью Нюшу, легко обидчив, меланхоличен,и, хотя так же упрям, как и многие его литературные предшественники, неглуп.

image

Неудивительно, что интернет-культура, более подходящая для взрослых, чем для детей, также не обошла баранов и овец стороной. Например, существует милый персонаж барашек Иннокентий, который прост и безмятежен, еще известнее его – овца-мизантроп, персонаж, придуманный художницей Таней Задорожной. Наивная и милая, зато ироничная. Благодаря ей можно ненадолго забыть, что «овца» – это еще и грубое современное ругательство в отношении женщины, равно как и «баран» – в отношении мужчины.

image

Появляются овцы и в современном кино, даже не они сами, а их образы. Порой, весьма неожиданно. Так в культовой ленте «День выборов» Камиль произносит фразу «Потому что ничего не бывает просто так. Даже овцы в тулупах», а в пошловатой американской комедии «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар», один из персонажей избавляется от другого, хитростью заставив того сказать что «он бы трахнул овцу».

Про овцу

Нельзя не вспомнить и знаменитую овечку Долли – первое клонированное млекопитающее, которая стала героем мультфильмов, песенок, детских раскрасок, и т.д.

Долли

Но, наконец, вернемся к нашим баранам (кстати, фраза довольно древняя – ей аж шесть веков, она прозвучала в средневековом французском фарсе «Адвокат Пьер Патлен», в котором действие происходит в суде, на тяжбе между суконщиком и пастухом, – прим. НР). В современных песнях тоже нередко появляются бараны и, увы, снова в нелестном образе. Под баранами в песне «Капканы» группа «Звери» подразумевает богатых мужчин, которых ради наживы соблазняет девушка, а в песне опального нынче Андрея Макаревича «Не маячит надежда мне» в виде стада баранов выписано почти все население России:

«…Не маячит надежда мне,

То мелькнет, то куда-то денется.

И в загадочной этой стране

Ничего никогда не изменится.

И от этого даже легко

Опосля, как пропустишь стопочку.

Референдум прошел под пивко –

Панихиды пройдут под водочку.

И причины искать не надо:

Просто любят бараны стадо,

Ну а то, что в стаде их режут,

Так ведь это не всех, так ведь это все реже…».

image
image

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Культура, Общество, Россия, Фоторепортаж,