Как раздевается Артюх, «папа маму тык» от Коляды и матерный стишок от мэра: известные уральцы вспомнили армейские годы (ФОТО)
Когда-то бывший Днем Советской армии и Военно-морского флота, сегодня День защитника Отечества отмечают все мужчины, вне зависимости от того, довелось ли им служить. Традиция сохранилась еще с советских времен, когда «косить» было не принято, а два года в сапогах (или три – в бескозырке на флоте) давали воспоминания на всю оставшуюся жизнь. «Новый Регион» опросил известных уральцев, отдавших долг родине, и выяснил, чем им запомнились годы, проведенные в Вооруженных силах.
Депутатам и мэрам запомнился порядок и матерные стишки
Депутат заксо Максим Иванов закончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище и три года отслужил в Закавказском военном округе в бригаде спецназначения. До сих пор он следует армейской поговорке «Не спеши выполнять приказ. Может последовать команда «Отставить!». Осталась у него и еще одна традиция, она связана с тостами.
«Третий тост – за тех, кого нет с нами. Четвертый – чтоб за нас не пили третий. Но такую традицию соблюдаем только в кругу тех, кто прошел через это. Среди людей, далеких от ситуации, стараемся не афишировать, тогда третий за любовь пьем», – рассказал депутат.
Его коллега по заксобранию пограничник Евгений Артюх первым делом вспомнил, как трудно было перестроиться на нормальный ритм жизни «на гражданке». Дело в том, что у пограничников сутки начинаются в 19 часов, когда командиры распределяют бойцов по нарядам и ставят боевые задачи.
«Ну и, конечно, самоконтроль. И еще порядок, как учили раздеваться и одеваться. Пограничник должен за 45 секунд собраться и выбежать, поэтому нас учили раскладывать одежду так, чтоб можно было схватить и бежать. Сначала брюки, гимнастерку, сверху ремень… Одеваться наоборот – ремень в зубы, потом все остальное. До сих пор у меня дома одежда всегда аккуратно сложена или висит на плечиках. Тягу к порядку там привили. Есть такой пунктик», – говорит депутат.
Майор милиции в отставке, ныне депутат заксо, Денис Носков в качестве воспоминания о службе оставил привычку носить бороду. «В СОБРе было разрешено не бриться – сохранил это, и во время службы носил, и сейчас, депутатом, ношу, – говорит он. – Из привычек – всегда иметь все запасное: идешь в лес за грибами, возьми запасной нож, спички запасные. Фонарик, карту, компас. А еще у нас поговорки были: масло съел – и день прошел, съел яйцо – и нет недели. Что б такое мне сожрать, что б два года пролетели?».
Глава Новоуральска Владимир Машков служил танкистом, поговорки армейские помнит хорошо, но назвал только две, и те – в сокращенном варианте. Мы приведем только цензурную: «Пока связист мотал катушку, танкист увел его подружку». Из привычек, привитых в армии, – собираться с вечера. «Вычистил, надраил, убрал, поставил – чтоб в три разбудят, подскочил и поехал. Но главное, мы клялись, не жалея крови и даже самой жизни, защищать Родину в случае необходимости».
Люди творческие приобщились к технике и азбуке Морзе
Известный уральский драматург Александр Архипов, который в свое время несколько лет провел на Балтийском флоте, считает, что армия его приучила к ответственности и научила обращаться с техникой. Но 23 февраля он не отмечает, в отличие от дня ВМФ.
«Во мне, в первую очередь, флот укрепил ответственность, более серьезное отношение к жизни – выполнять работу, делать ее в срок. Кроме того, я служил на корабле, а это достаточно сложное место со сложной техникой, неправильное обращение с которой могло привести к смертям. Так было, например, на соседнем корабле. Из трюма поднимали снаряд, он застрял в подъемнике, и молодой офицер не придумал ничего лучше, чем позвать двух матросов с кувалдами, чтобы снаряд выбить. Естественно, снаряд взорвался, в итоге – один труп и два инвалида. Поэтому я до сих пор очень аккуратно и осторожно обращаюсь с техникой: с телефоном, включенным в розетку, в ванную не полезу», – рассказал драматург.
Не особо в восторге от армии известный уральский драматург Николай Коляда, отслуживший связистом. По его словам, дедовщина вовсю процветала уже в те времена, поэтому армию Коляда вспоминает как кошмар, считая, что это два худших года в жизни. Зато «вдалбливание» азбуки Морзе он запомнил на всю жизнь.
«Сидит тридцать «дятлов», стоит командир нашего взвода и заставляет нас хором учить напевы. Скажем девятка – это «та-та-та-та-ти», а чтобы запомнили все дураки сельские, мы сидели напевали мотивы, та же девятка – это «папа маму тык». Много цитировать не могу из-за мата. Но было очень смешно: сидят все тридцать человек по десять раз напевают матерные фразы, чтобы каждую цифру и букву запомнить. В спектаклях это не использую, упаси бог это вспоминать», – говорит Коляда.
Екатеринбург, Светлана Загороднева, Ольга Тарасова
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».