Пора валить? Как русские за рубежом адаптировались к новому курсу рубля
Курс евро и доллара, которые, увы, не откатились к «досанкционным» 35-55 рублям, ударили не только по производству и бизнесу, но и по простым российским гражданам. Особенно по тем, кто сейчас находится за рубежом. «Новый Регион» уже писал о том, с какими сложностями пришлось столкнуться туристам, но куда больше трудностей из-за обрушения российской валюты возникло у эмигрантов.
Еще год или два назад у счастливых владельцев квартир в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге или другом мегаполисе, была возможность стать дауншифтером – люди сдавали недвижимость в аренду, а на полученные деньги спокойно жили за рубежом, где-нибудь в теплых странах. Особенной популярностью пользовались Таиланд и Индия (Гоа), а также страны Восточной Европы, например, Чехия. Однако после декабрьского «черного вторника» жизнь российских дауншифтеров, а также фрилансеров, работающих удаленно за рубли, существенно усложнилась. Резко просевшая национальная валюта ударила по тем, кто менял ее на другие деньги – не только на доллары и евро, но и, например, на тайские баты.
Даже после некоторой стабилизации ситуации особенно легче не стало – ни евро, ни доллар после бешеного скачка по направлению к 100 рублям за условную единицу, увы, не откатились к «досанкционным» показателям. Так что теперь перед некоторыми гражданами России, проживающими за рубежом, встал вопрос: «А не пора ли валить?», как принято выражаться в блогах и соцсетях. Только уже не из России, а наоборот. «Новый Регион» побеседовал с экс-екатеринбуржцами и узнал, как на них отразился новый курс.
«Очень многие люди, живущие на доход от аренды квартиры в России, были вынуждены уехать или превратиться в нелегалов», – рассказал «Новому Региону» Арсений Камышев, который живет в Таиланде. Сам он, правда, об отъезде не помышляет, однако подтвердил, что кое-что в привычном уже укладе жизни поменять пришлось. «Я работаю с российскими компаниями, я SMM-щик, и доход зависит от курса рубля почти целиком, поэтому кризис, вернее, курс рубля с долларом, ударил сильно и больно. В Таиланде конвертация рублей в баты идет либо через доллар, либо через евро. В течение недели я внезапно начал зарабатывать вдвое меньше, работая ровно столько же, – рассказал агентству Арсений. – Конечно, это вызвало ряд изменений как в отношении к тратам, так и в организации работы. Пришлось стремительно учиться экономить, благо в Таиланде это не означает, что ты будешь жить хуже – возможно, даже лучше, просто более внимательно относиться к тратам и использовать накопленный опыт. Да, все стало плохо со свободным временем. Работать нужно существенно больше и, конечно, лучше из-за возросшей конкуренции, безработицы, сокращения бюджетов. Хочу только сказать, что, как и раньше, все зависит от человека. Лично я оптимизировал время, расходы. Научился лучше договариваться с людьми и находить общий язык. Нашел такое количество клиентов, о котором не мечтал еще год назад. Научился лучше работать и ценить время».
О возвращении в Россию не говорит и Полина Нагарева, которая полтора года живет и работает в Испании. «Я фотограф, но сезон у меня начнется только летом – грубо говоря, за этот период я зарабатываю столько, чтобы обеспечить себя до начала следующего сезона. Так что пока я не могу сказать, завишу ли я от нового курса рубля, – рассказала собеседница «Нового Региона». – Думаю, что-то изменится, но не критично. Но, в любом случае, возвращаться не буду – если не смогу работать с русскими туристами, как раньше, пойду на работу здесь».
Кстати, тех, кто ищет лазейки и продумывает варианты, судя по русскоязычным тайским, камбоджийским и индийским форумам, все-таки большинство. Мало кто из переехавших за рубеж на постоянное жительство готов в одночасье вновь поменять свою жизнь и вернуться в Россию. «Лучше тут влачить существование на 300 у.е., чем в России – на 10 000 рублей», – цитата с русскоязычного форума в Камбодже.
Впрочем, «возвращенцы» все же есть. Как рассказала «Новому Региону» Алена Родыгина, в начале февраля она все-таки вернулась в Екатеринбург. «У меня есть квартира в центре, которая осталась мне в наследство от дедушки – я ее сдала и уехала в Таиланд. Деньги у жильцов забирали родители и перекидывали мне, они же периодически следили за тем, чтобы с квартирой все было в порядке и чтобы жильцы ее не разгромили. Ничем особенным я не занималась – учила языки, занималась спортом, если хотите – искала себя. В декабре стало предельно ясно, что надо или искать работу там, потому что брать деньги у родителей я не могу, или возвращаться домой и, как минимум, продумывать новую схему. Я выбрала второй вариант, – призналась Алена. – Квартиру пока так и сдаю – живу у родителей, отдаю им часть денег за жилье, остальное пока откладываю и параллельно ищу работу, но с прицелом на то, что появление в офисе каждый день с девяти до шести для меня не будет обязательным. Все равно через некоторое время хочу вернуться обратно, но уже имея подспорье в виде зарплаты за удаленную работу. Желательно – в валюте».
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».