Надеваем шапочку из 128 электродов и включаем мультики В Екатеринбурге открылась лаборатория по исследованию детского мозга (ВИДЕО)
Первая научная лаборатория по исследованию мозга у детей появилась в Екатеринбурге на факультете психологии УрФУ. Уральские психофизиологи получили грант на исследование такого заболевания как аутизм. Симптомы можно выявить уже у грудничков – именно этим и будет заниматься лаборатория.
Аутизм в чистом виде, знакомый большинству по фильму «Человек дождя», характеризуется отстраненностью человека от общества, строгим традиционным поведением и превосходной памятью. В реальности все намного сложнее, но основное проявление – трудности в социальном взаимодействии, повторяющееся стереотипное поведение и нарушение коммуникации. В мягком варианте – сначала ребенок просто не очень ладит со сверстниками, не всегда ему удается выполнять определенные задания. Затем – неуспеваемость в школе, конфликты со сверстниками или учителями, нередко недопонимание в семье. В итоге готов очередной «клиент» для отдела по делам несовершеннолетних. А в более острых случаях – пациент для психиатрической клиники.
Первый институт по исследованию аутизма был основан в 60-х годах ХХ века в Америке. Проявления аутизма лежат в области поведенческих проявлений, поэтому занимаются этим специалисты по психофизиологии. В России первая лаборатория по изучению заболевания появилась в Москве, вторая – в Екатеринбурге, на факультете психологии УрФУ. Главная цель – исследовать процессы, которые происходят в формировании мозга в первые годы жизни – именно тогда закладываются базовые механизмы взаимодействия человека с окружающей средой. Методы исследования сходны с обычным ЭЭГ – регистрация электронных импульсов мозга. Отличие в том, что каждый из 128 электродов располагается на определенном участке коры головного мозга и регистрирует реакцию конкретного отдела мозга на раздражитель. Ребенку демонстрируют визуальные и звуковые стимулы, на которые в определенном возрасте должна быть определенная реакция конкретного участка мозга. Отклонения от типичного проявления – и есть объект исследования ученых. Лонгитюдные исследования детей в возрасте от 5 месяцев младенцев до 3-5 лет позволят регистрировать все изменения, происходящие в мозге ребенка. По словам заведующего кафедрой клинической психологии и психофизиологии УрФУ Сергея Киселева, возглавляющего лабораторию, чем раньше удается диагностировать отклонения, тем больше шансов его купировать или минимизировать отрицательные проявления. Методики для лечения применяются и психологические и медикаментозные. «Но прежде всего важна диагностика на раннем этапе, когда еще есть шанс что-то изменить», – говорит ученый.
Сейчас специалисты лаборатории будут набирать участников исследования. Испытания будут проводиться в 5 группах: одна контрольная (типичное развитие) и 4 группы – те дети, у которых есть те или иные предрасположенности к заболеванию – генетические (наличие заболевания в семье) или сложившиеся в перинатальный период (гипоксия, недоношенность и т.п.). Детей, рожденных с данными показаниями, неонатологи в обязательном порядке направляют к неврологу, а тот, в свою очередь, будет предлагать родителям провести обследования. Попасть на исследование может любой желающий, если подойдет под критерии научной группы. Как работает лаборатория и как обследуют детей – смотрите в репортаже «Нового Региона».
Екатеринбург, Семен Саливанчук, Таисья Юсупова
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».