«Автомобилист»: реверсивная хроника финансовых ям Почему клубу бессмысленно просить денег у бюджета
Свердловское хоккейное сообщество взбудоражено возможным вылетом «Автомобилиста» из КХЛ – ранее президент клуба сообщил, что команде попросту может не хватить денег на то, чтобы сформировать минимальный бюджет, и сказал, что все будет зависеть от губернатора – читай, региональной казны. Сколько раз «Автомобилист» за историю выступлений в КХЛ испытывал материальные проблемы, сколько обращений губернаторам и Путину написали болельщики и почему коммерческому отделу лучше заняться поисками новых спонсоров, а не клянчить деньги у области – в материале «Нового Региона».
Сегодня пресс-служба ХК «Автомобилист» опубликовала очередное письмо к губернатору Евгению Куйвашеву – на сей раз к нему обратились болельщики команды, а вчера, напомним, с посланием к главе региона выступили ветераны ВОВ и свердловского спорта. Суть обоих сводится к одному – к просьбе не допустить вылета клуба из КХЛ и поиску финансирования, чтобы команда не болталась на нижних строчках турнирной таблицы, а, как минимум, повторила результаты этого года. «Новый Регион» уже писал о том, что все эти обращения были спровоцированы президентом ХК «Автомобилист» и владельцем банка – генерального спонсора клуба Алексеем Бобровым, который как будто специально запугал болельщиков и журналистов нерадужными перспективами «шоферов» перед встречей с губернатором Евгением Куйвашевым. Именно его-то главный спонсор «Автомобилиста» и назвал хозяином клуба, непрозрачно намекнув на то, что все вопросы с финансированием нужно задавать как раз руководству Свердловской области. Кстати, судьбоносная встреча должна была состояться как раз сегодня, по данным уральских СМИ. Так что теперь все неравнодушные к хоккею замерли в ожидании – что же будет с клубом?
Между тем, если для «Автомобилиста» сезон, в том числе финансовый, закончился, и вопросы формирования бюджета встали именно сейчас, то казна региона, на которую возложил столько надежд г-н Бобров, уже сформирована. Более того, как заявила в сегодняшнем интервью «Областной газете» глава регионального минфина Галина Кулаченко, традиционного весеннего пересмотра бюджета по итогам первого квартала не будет. Логично предположить, что даже если Евгений Куйвашев «проявит политическую волю», как требуют от него болельщики, то ничего нового с точки зрения денег для «Автомобилиста» не поменяется. В бюджете уже заложено на весь спортивный сектор региона 2,75 млрд рублей – сумма не такая уж великая, если вспомнить, сколько профессиональных взрослых, молодежных, детских спортивных клубов в одном только Екатеринбурге, да еще приплюсовать к ним областные команды, паралимпийцев, необходимость реализовать программу сдачи ГТО в регионе, и так далее, и так далее. И если «Автомобилисту» выделили икс миллионов рублей, то такой сумма и останется – никто ради одного клуба не станет пересматривать бюджет региона. Разве только не будут найдены лазейки, подобные схеме с КРСУ, провернутой в 2012 году. Однако губернатор, от которого только отвели дамоклов меч ОНФ, поступит продуманно, если не станет искать сомнительных вариантов.
Необходимо напомнить, что, по словам Алексея Боброва, в прошлом году суммарное финансирование клуба составило порядка 850 миллионов рублей – 450 из которых дала область, а еще 300 млн дали спонсоры. Плюс 100 млн клуб заработал сам на продаже билетов и атрибутики. Возникает вполне резонный вопрос – почему область, которая и так переживает жесточайший дефицит бюджета, дает больше, чем все спонсоры, включая генерального? И почему сейчас президент клуба идет просить денег у губернатора, а не наоборот? «Как только команда начнет демонстрировать более хорошие результаты, мы вернемся к вопросу увеличения финансирования. По крайней мере, с генеральным спонсором договоримся», – говорил в 2012 году губернатор Куйвашев. Впрочем, сейчас очевидно, что договориться не так-то просто, как представлялось главе региона.
Тем не менее, нужно подчеркнуть, что область, скорее всего, не отказалась спонсировать «Автомобилист» совсем. Традиционно хоккейный клуб наряду с футбольным «Урал» получал самые лакомые куски из Фонда поддержки высших спортивных достижений – примерно по трети от всех годовых сумм. И если на текущий сезон размер фонда составляет примерно 450 млн рублей, то, руководствуясь такой логикой, «Автомобилист» может рассчитывать на 150-200 млн, что вместе с билетной программой и продажей атрибутики покроет минимальные требования по зарплатам игроков (согласно распорядку КХЛ эта сумма не должна быть меньше 250 млн, – прим. НР). В остальном руководству клуба придется напрячься и искать спонсоров вне бюджета – такая задача ему, кстати, была поставлена еще три года назад.
Как отмечает корреспондент «Нового Региона», в череду финансовых ям «Автомобилист» то и дело попадает с момента своего вступления в КХЛ в 2009 году. Уже по итогам первого сезона клуб получил от лиги последнее китайское предупреждение, что пропустит следующий сезон, если не решит своих финансовых проблем. Руководство команды тогда не исключало возможности банкротства клуба из-за долгов в 47 млн рублей. Их должно было выплатить тогдашнее правительство области. Верные болельщики «Автомобилиста» даже собирали мини-митинг на площади Труда и призывали всех подписаться под письмом губернатору Эдуарду Росселю с просьбой сохранить клуб.
В тот раз все, казалось, обошлось, но уже к середине следующего сезона, к январю 2011 года, проблема долгов «Автомобилиста» вновь появилась в повестке. Тогда клуб сформировал долги в размере 165 млн рублей – и между минспорта и руководством клуба были жаркие споры о том, кто же в этом виноват. Разбирательства доходили даже до суда и бойкотов заседаний попечительского совета. Ситуация тянулась несколько месяцев, пока пришедший на смену Росселю Александр Мишарин не пообещал клубу 500 миллионов рублей.
Затем в клубе начались кадровые перестановки и изменения в попечительском совете, что, в свою очередь, спровоцировало проблемы с доступом игроков на домашнюю арену – владельцы КРК, вышедшие из верхушки управления «Автомобилистом» перестали прощать последнему долги. Так что перестановки проблем не решили, и клуб вошел в сезон не только с долгами, но и под гнетом прокурорских проверок. В итоге «шоферов» со скрипом допустили к участию в «регулярке» после вмешательства губернатора и ведения переговоров с руководством КХЛ. И снова был провальный сезон, после которого опять всплыли финансовые проблемы – так что вице-президент лиги выразил сомнения, что клуб сможет продолжать играть в КХЛ.
И снова забили тревогу болельщики, которые написали письмо не только губернатору и минспорта Рапопорту, но и президенту РФ Владимиру Путину, а еще было послание от местной федерации хоккея все тем же адресатам. В результате смены областной власти тогда за дело взялся врио губернатора Евгений Куйвашев и, казалось, нашел решение проблемы, подобрав «Автомобилисту» спонсора.
Прошлые два сезона хоккеисты действительно совершили прорыв, дважды попав в розыгрыш Кубка Гагарина. Но за два с половиной года область в благодарность за спасение и возрождение «шоферов» поделилась со спасителями немалой долей акций КРК «Уралец» и ряда других активов. А сейчас стало ясно, что схема была не такой уж перспективной, и «Автомобилист» пришел к тому, с чего начал, а именно – к финансовой яме, письмам огорченных болельщиков и необходимости вливать бюджетные средства в клуб, чтобы спасти его от краха.
Так не пришло ли время разорвать порочный круг? Возможно, если руководство клуба прекратит трясти деньги с области и найдет новый, более стабильный источник финансирования, как это реализовано хоть в Омске с местным «Авангардом», хоть в челябинске с «Трактором», то «шоферов», наконец, перестанет лихорадить, а у Екатеринбурга появится реальный повод гордиться своим хоккеем.
Екатеринбург, Елена Сычева
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».