AMP18+

Екатеринбург

/

Первые результаты реформы МСУ на Урале: слишком много депутатов, слишком мало денег Екатеринбургские депутаты познакомились с опытом челябинских коллег

Екатеринбургские депутаты вчера посетили администрацию Челябинска, чтобы лично познакомиться с опытом проведения реформы МСУ в регионе. Впечатлений было много, но вывод народные избранники сделали однозначный – изменения в системе местного самоуправления пока доставляют южноуральскому соседу больше неудобств, чем способствуют улучшению. Разделение мегаполиса на отдельные муниципальные образования не принесло кардинальных изменений в системе: районы по-прежнему полностью зависят от города по финансовым и юридическим вопросам. Но теперь к этому прибавилось огромное количество депутатов и бумажной бюрократии.

Напомним, в прошлом году Челябинск был разделен на семь муниципальных образований, в каждом из которых сформированы органы МСУ: районный совет, состоящий из избранных депутатов, и местная администрация. Каждый район имеет свой бюджет, который наполовину формируется за счет собственных доходных источников, а остальную часть восполняет дотация из городской казны. Впрочем, собственные доходы местных администраций совсем небольшие: они могут забрать себе только 10% отчислений от сбора налога на имущество физлиц и всего 3% от земельного налога, плюс перечисления от платы за патенты. Утверждение такой системы потребовало много согласований с налоговой инспекцией, кроме того, возникли заминки с регистрацией вновь образованных муниципальных территорий в федеральном казначействе. Как итог: районные бюджеты были сформированы только к 1 марта, и первые два месяца 2015 года администрации жили по старым бюджетным сметам. Насколько оправдает себя такая финансовая система, станет ясно только к концу года, когда появятся реальные данные по сбору налогов на территориях, говорят руководители города.

Также в Челябинске пока нет четкого понимания о полномочиях новых районных администраций. Ярким примером тому служит ситуация с дорогами. В пределах одного МО есть дороги как городского, так и районного значения, следовательно, за их содержание теперь несут ответственность разные управленцы. И если у города достаточно средств, чтобы почистить «свои» дороги, то районы с их скромными бюджетами будут экономить каждую копейку. Например, в Калининском районе Челябинска, в котором побывали екатеринбургские депутаты, на благоустройство выделено всего 10 миллионов рублей на целый год.

Отдельно екатеринбургскую делегацию заинтересовал вопрос об эффективности «приближения власти к народу» – то, ради чего и затевалась реформа МСУ. После сентябрьских выборов в Челябинске появилось 170 районных депутатов. Большая часть из них работают на общественных началах, зарплату получают только главы семи муниципальных образований. К слову, в Калининском районе, чтобы не увеличивать расходы на аппарат управленцев, пришлось уволить 12 муниципальных служащих.

Каждый районный депутат может иметь до трех помощников и должен сам позаботиться, где он будет проводить встречи с избирателями – чаще всего для этого выбирают школы, а с директорами народные избранники договариваются самостоятельно. Заседания райсоветов проводятся на площадках районных администраций, чтобы не тратить лишних средств на дополнительную аренду помещений.

Расширение управленческого аппарата не могло не сказаться на объеме работы депутатов. «Мы сейчас вынуждены в рамках реформы переделывать все документы: от устава до регламента, плюс вносить коррективы в нормативно-правовую базу муниципалитета. Объем очень большой, и нагрузка на городских и районных депутатов выросла в разы, – рассказал «Новому Региону» председатель комиссии по МСУ гордумы Челябинска и депутат по Калининскому округу Владимир Бодров. – С другой стороны, количество избирателей стало меньше. Когда я работал депутатом прошлого созыва, в моем округе было более 20 тысяч человек, сейчас – около 5 тысяч. То есть я могу обойти свою территорию буквально пешком, проводить встречи с людьми стало проще». Тем не менее, насколько эффективна такая депутатская работа, Владимир Бодров затруднился ответить. «Насколько я хорошо работаю, должны оценивать мои избиратели, а не я. Мне кажется, что для пяти тысяч избирателей сделать что-то хорошее мне проще, чем для 20 тысяч», – добавил собеседник агентства.

Впрочем, у депутатов екатеринбургской гордумы сложилось несколько иное впечатление. Еще на встрече с руководителями Калининского района они задавали вопросы о квалификации районных депутатов: «Не получится ли так, что профессионалы просто не захотят избираться в райсоветы, ведь на депутатов ложится огромная нагрузка и ответственность, а его статус не позволяет решать проблемы избирателей?». В ответ челябинские коллеги заявили, что пока рано делать выводы, ведь, по сути, районное управление в городе работает меньше месяца – с 1 марта.

«Я доволен нашей поездкой, но вопросов по реформе МСУ у меня появилось еще больше, – отметил депутат Вячеслав Вегнер после общения с челябинскими коллегами. – Мы видим множество законодательных пробелов, которые надо исправлять, видим, что бюджеты и функции сформированных районов не могут оказать значительного влияния на жизнь населения. Кстати, я сам провел небольшой соцопрос, и оказалось, что жители Челябинска даже не знают, что в их городе прошла такая реформа. Поскольку в городе еще нет конкретных результатов – они появятся только года через три – с реализацией реформы в других городах, в том числе в Екатеринбурге, торопиться ни в коем случае нельзя».

Глава избиркома Екатеринбурга Илья Захаров также высказал свое мнение относительно челябинского опыта. «Для меня стало еще очевидней, что пока рано проводить реформу МСУ – это видно как раз на уровне районов в Челябинске. Они зависят от города в финансовом, юридическом и организационном плане, тогда какой смысл в их самостоятельности? В Калининском районе нам четко сказали, что им не хватает денег. А дотации идут на уровне договоренности с городом и областью. Получается, что если район будет вести себя хорошо, он получит деньги. Это неправильный подход, и наша поездка меня еще раз в этом убедила», – прокомментировал Илья Захаров в беседе с «Новым Регионом».

Напомним, сейчас в Свердловской области принимаются законы, которые подготавливают реализацию реформы МСУ в регионе по схеме Челябинска. Так, в свердловском парламенте сейчас находится на рассмотрении законопроект с терминологией «города с внутригородским делением». Таких городов в области пока нет, но потенциально ими могут стать Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский.

Челябинск, Екатеринбург, Валентина Ярославцева

© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Челябинск, Урал, Общество, Политика, Россия, Экономика,