«Если не выступить в защиту российского режиссера, то завтра все мы окажемся под давлением», – Екатеринбургские деятели культуры о скандале в Новосибирске
В Новосибирске продолжает разрастаться театральный скандал, который «породила» оскорбившая чувства верующих опера «Тангейзер». Вслед за увольнением директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича в городе начались и другие репрессии: в театре «Глобус» из репертуара под давлением властей убрали «Историю православного ежика», которая также могла бы не понравиться церкви. В ответ культурные деятели по всей России пытаются восстать против цензуры. Что говорят о скандале в Екатеринбурге – читайте в материале «Нового Региона».
Театралы боятся цензуры?
Хотя слово «говорят» здесь не подходит, скорее – переговариваются в кулуарах. Большинство опрошенных представителей театральной и кинообщественности Екатеринбурга и области на вопросы «Нового Региона» официально предпочло не отвечать. Кто-то ссылался на занятость, кто-то – на нежелание принимать участие в обсуждении, где все поливают друг друга грязью, кто-то не пожелал разжигать скандал дальше. Некоторые же предпочли отказаться от комментариев, сославшись, что не видели оперу, и лично не знают ни старого директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича, ни нынешнего – Владимира Кехмана. Так или иначе, ситуация показательная. Складывается ощущение, что руководство государственных театров боится навлечь проверки и на свои спектакли. Ведь представители Кремля ранее заявляли, что вполне возможно в скором будущем, прежде чем попасть в репертуар, постановка будет отсматриваться представителями министерства культуры.
Но, несмотря на нежелание открыто выражать свое мнение о новосибирской ситуации, почти все опрошенные согласились: не касаемо конкретной ситуации – цензура в искусстве недопустима.
«Конечно, сегодня театрам и так живется непросто, и если еще ввести цензуру – можно смело вычищать половину репертуарных спектаклей. Там затрагивается тема нетрадиционных меньшинств, здесь – церкви, тут – насилия. И речь не только о современных спектаклях, но и о спектаклях по классике. Так дойдет до того, что останутся только детские сказки, и то не все», – прокомментировал режиссер одного из театров Екатеринбурга.
«Если будем молчать сейчас, под давлением окажемся все»
Но есть среди деятелей культуры Екатеринбурга и те, кто безоговорочно поддержали Бориса Мездрича и выступили против какой бы то ни было цензуры в области искусства. Например, кинорежиссер Алексей Федорченко одним из первых подписал обращение КиноСоюза России, в котором его представители выступили против отставки директора Новосибирского театра оперы и балета, а также потребовали отставки министра культуры России Владимира Мединского.
«Последовательно выступая в защиту свободы художественного творчества от мракобесия, КиноСоюз считает вопиющим произволом увольнение директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Мы требуем немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского, который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой», – говорится в обращении, которое подписали десятки режиссеров, критиков, сценаристов со всей России.
Алексей Федорченко в разговоре с «Новым Регионом» выразил уверенность, что не подписать такое обращение сегодня нельзя.
«В стране начинается цензура, и если сейчас не выступить в защиту российского режиссера в широком смысле, то завтра мы все окажемся под давлением, – отметил кинорежиссер. – Это ведь не первый случай за последние месяцы, когда кто-то пытается что-то запретить в искусстве, либо когда даже внутри театральной или кинематографической среды начинаются бурления в отношении друг друга. Ощущается общий накал в обществе, и мы не можем все оставаться равнодушными, надо что-то с этим делать. Боюсь ли я, что мои фильмы могут попасть под цензуру? Конечно, боюсь, и не хотелось бы оказаться в такой ситуации, потому и подписываю такие обращения».
В Союзе театральных деятелей России также на ситуацию отреагировали почти молниеносно, хоть и не так остро, как в КиноСоюзе. Несколько дней назад председатель СТД Александр Калягин распространил свое обращение.
«Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить – это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества – к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь… – считает Калягин. – Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников и всего нашего общества».
В Свердловском отделении Союза с позицией Калягина согласны. Как отметил председатель регионального отделения СТД, директор Театра музыкальной комедии Михаил Сафронов, если опера действительно задевала чьи-то чувства, Мездрича можно было как-либо наказать, но не увольнять и тем более – не вводить цензуру.
«Я был возмущен до предела всей этой ситуацией, отношением к искусству и главное – увольнением Бориса Мездрича! Я знаю этого человека лет 30, и знаю его как одного из лучших в России театральных менеджеров. Он заслужил право быть избранным в разные театральные ассоциации, заслужил право уважать его. Я спектакль не видел, как не видели и большинство из тех, кто сегодня устраивает травлю. И я не исключаю, что опера действительно могла задеть чьи-либо чувства, кого-то оскорбить. Надо было изменить спектакль, убрать какие-то сцены. Но доводить все до вмешательства административных ресурсов, до увольнения умного человека и хорошего управленцы ни в коем случае было нельзя! – отметил Михаил Сафронов в беседе с «Новым Регионом». – На эту ситуацию надо смотреть шире. Недовольны постановками бывают не только верующие, недовольны могут быть кто и чем угодно. У нас в театре идет спектакль «www.силиконовая дура.net. Когда только выпустили спектакль, очень возмущались учителя – мол, вы нас в таком ужасном свете представили! Мы пригласили тогда министра образования, он посмотрел спектакль и заявил: «А что не нравится? Может у самих рыльце в пушку?». И с тех пор спектакль успешно идет много лет, его с радостью смотрят и школьники, и молодые учителя. Сегодня надо помнить, что несогласным быть можно, но не нужно это переводить в плоскость каких-то административных разборок. Мне может что-то не нравиться, вам может что-то не нравиться, но это не значит, что нужно доносить на кого-то, можно поспорить, обсудить и идти дальше. Если такие ситуации, когда в творческий процесс вмешивается административный рычаг, станут нормой, не знаю, как будет жить театр и во что он превратится».
Ссылки по теме:
В Кремле предложили Мединскому взять на контроль репертуар театров. «Это цензура и возврат в СССР», – заявил Марк Захаров >>>
Кехман: Хочу разобраться в ситуации в Новосибирске самостоятельно / Мездрич: Я свой путь прошел, кажется, достойно >>>
Глава новосибирской РПЦ просит прокуратуру запретить оперу Вагнера / Митрополит Тихон прославился борьбой с рок-концертами и выставкой Пикассо >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».