Грядущая амнистия к всплеску туберкулеза не приведет – врачи пытаются успокоить общественность
В честь 70-летия Победы государство готовит очередную амнистию – окончательно постановление еще не подписано, но по проекту на свободу могут выйди до 60 тысяч заключенных, еще две сотни условно осужденных также лишатся своего незавидного статуса. Свободу получат в том числе больные туберкулезом, более того, они попадают в особую группу амнистированных. Как выяснилось, на Среднем Урале, лидере среди регионов по количеству осужденных, никакой спецподготовки к наплыву носителей смертельной инфекции не ведется.
В проекте постановления осужденные, которые могут выйти по амнистии, разбиты по группам – это и участники боевых действий, и совершившие преступление по неосторожности, и социально незащищенные группы, и имеющие инвалидность или тяжелое заболевание. В последнюю группу, согласно проекту, попадут почти 500 человек, в том числе – носители ВИЧ, гепатита и больные туберкулезом. И если вирус иммунодефицита хоть и является смертельным заболеванием, предумышленное заражение карается законом, а «по воздуху» вирус не передается, то с туберкулезом ситуация иная – в зоне риска оказываются все, кто находятся рядом с больным, у которого диагностирована открытая форма.
По данным Роспотребнадзора по Свердловской области, в прошлом году было диагностировано 3994 случая впервые выявленного активного туберкулеза, показатель заболеваемости составил 92,3 на 100 тысяч человек. Это выше, чем по УрФО в среднем в 1,3 раза и в 1,7 раза – чем в среднем по России. При этом значительный «вклад» в распространение инфекции вносят осужденные – около 10 % всех заболевших в прошлом году, для сравнения – второе место заняли мигранты с показателем в 4,6 %.
Тем не менее, и в медучреждениях, и в колониях особой подготовки к массовому выходу на свободу носителей палочки Коха не будет. «Как мы можем готовиться? У нас каждый год выходят заключенные, всем, кому необходима помощь, лечение, мы ее оказываем. Для нас ничего экстраординарного нет», – прокомментировал пресс-секретарь областного минздрава Константин Шестаков. По его словам, не стоит особо переживать – таких амнистированных будет немного. Того же мнения придерживается и пресс-секретарь ГУФСИН по Свердловской области Александр Левченко. Он напомнил, что под амнистию в честь 20-летия Конституции в регионе попали почти тысяча человек, из них реально отбывали срок в колониях меньше 40. К тому же, по словам Левченко, больные с открытой формой все чаще просто избегают наказания – пользуются постановлением правительства №54, согласно которому тяжелые формы туберкулеза попадают в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. В прошлом году было порядка 60 таких случаев. Никаких особых данных по корреляции амнистий и росту заболевших туберкулезом не ведут и санврачи. «Такие исследования не проводятся», – прокомментировала пресс-секретарь Роспотребнадзора Наталия Лукъянцева.
Зато врачи, напрямую работающие с пациентами, причины для беспокойства видят. «Заболеть может любой. Тем более, у нас нет никакого наказания за распространение», – прокомментировал екатеринбургский пульмонолог на условиях анонимности. Считается, что один заболевший за год может заразить 10-15 человек.
Кстати, наказать ярого «уклониста» от лечения туберкулеза невозможно – максимум, что могут сделать, это отвести такого больного «под ручки» на принудительное лечение, да и то только по решению суда. Месяц назад в Якутии выступили с предложением внести поправки в закон. Директор республиканского научно-практического центра «Фтизиатрия» Александр Кравченко предложил нежелающих лечиться добровольно помещать в ЛИУ, то есть ввести уголовное наказание. При этом заниматься розыском больных должны будут полицейские.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».