За полтора миллиона рублей численность свердловских манси увеличат на два человека Школу для них решено не строить
Правительство Свердловской области приняло программу поддержки коренных малых народов Севера (КМНС) на 2015-2017 годы. Соответствующий документ размещен на портале правовой информации. При этом некоторые позиции программы сразу вызывают вопросы, а другие кажутся чисто декларативными.
Напомним, на территории Свердловской области проживает только один КМНС – манси. Их община очень обособлена и практически безвыездно живет в деревне Ушма Ивдельского округа. На сегодняшний день их насчитывается 112 человек.
На первый взгляд, программа достаточно наполненная: здесь и культурные мероприятия, рассказывающие о традиционной культуре манси, с охватом по две-три тысячи человек, и фотовыставки, и издание брошюр, и «разработка концепции факториального комплекса», и даже этнографическая экспедиция с репортажными съемками. Есть в плане мероприятий и строчка «обеспечение изучения детьми КМНС родного языка и традиционной культуры». Но, по мнению представителя общества защиты культуры манси Зои Щербак, это только слова.
«Наше общество уже много лет говорило о необходимости создания в Ушме малокомплектной школы. Но на последнем заседании рабочей группы было официально сказано: школы не будет, она не окупится, это слишком дорого. Правительство подходит к этому вопросу как к строительству школы в любом другом месте. А ведь тут должен быть подход совсем другой! Детей с 7 лет забирают у родителей и увозят в интернат, раньше – за 200 км в Ивдель. А теперь – и вовсе за 400 км, в Серов. Мы же добиваемся того, чтобы в поселке было какое-то подобие начальной школы, чтобы дети могли дольше оставаться с родителями», – пояснила Зоя Щербак.
Не меньшее удивление вызывают и целевые показатели плана. В строке «Количество трудоустроенных представителей КМНС» значится: «2015 год – 1; 2016 – 1; 2017 – 1». Точно такие же показатели утверждены и по рождаемости. Ответственным за достижение этих параметров назначен глава администрации Ивдельского округа Петр Соколюк. На финансирование программы на 3 года областной бюджет выделяет около 1,4 млн рублей.
Как уже сообщал «Новый Регион», традиционные для КМНС навыки оленеводства ивдельские манси утратили почти 30 лет назад. Сейчас их основные занятия – рыбалка, охота и собирательство. Количество коренных уральцев неуклонно сокращается (а в соседнем ХМАО в национальных поселках и в тундре живут десятки тысяч человек). Одна из причин высокой смертности манси – туберкулез, вызванный ослабленным иммунитетом и плохим питанием. Еще одна беда – развитие экстремального туризма, которое в последние годы сильно ударило по манси. Морошковые поля перепаханы квадроциклами, речки превратились в «туристские тропы», после чего в них исчезла рыба. Ни к чему хорошему не приводит, как правило, и личный контакт: нередки случаи, когда гости выменивают у хозяев медвежьи шкуры на ящик водки. К алкоголю организм манси, как и многих коренных народов Севера, не приспособлен.
Народ манси входит в перечень 37 коренных малочисленных народов России, по отношению к которым статьей 69 Конституции Российской Федерации продекларировано: «Российская Федерация гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
Ссылки по теме:
Вице-премьер Власов обещал свердловским манси «не рыбу, а удочку» (ФОТО) >>>
Они еще не пользуются деньгами, но уже не разводят оленей: как живут уральские манси (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».