Тайный люк-холодильник в полу и кондиционер своими руками: как не помереть от духоты и не отравиться в поезде
Каждое лето некоторые путешествия на юга в поезде заканчиваются в больнице. Из-за страшной жары и духоты и взрослые, и дети получают тепловой удар. Еще чаще причиной недомогания становится употребление несвежих продуктов. Тем не менее, спастись можно – мало кто знает, но практически во всех поездах есть холодильники в полу, а некое подобие системы кондиционирования можно соорудить из подручных материалов. Как доехать до морей с относительным комфортом – в материале NDnews.ru.
Спасаемся от духоты: от самодельного увлажнителя воздуха до поездного кондиционера
Поезд от Екатеринбурга до Сочи, Туапсе или Адлера идет от 58 до 72 часов. Очевидно, что страшная духота будет преследовать пассажиров как минимум в «приморской» части маршрута, а учитывая нынешнюю жару на Среднем Урале, так и вовсе весь путь. Перспектива получить тепловой удар в такой ситуации становится весьма реальной. Тем более – если с вагоном не повезло, и в нем не только нет кондиционера, но плюс ко всему еще и открываются не все окна. Впрочем, варианты по самоспасению есть.
Совет первый. Если вы уверены, что в поезде с окнами все в порядке, то лучше выбирать вторую полку – во время движения вас будет обдувать из окна. Однако легко простывающим лучше не располагаться по движению поезда – продует, а возмущенные соседи просто не дадут закрыть окно. Если же к моменту покупки билетов остались только места рядом с аварийным (не открывающимся) окном – очевидно, стоит брать нижние полки, там слегка прохладнее. Стандартно аварийные окна находятся в 3 и 6 купе (места 9-12, 49, 50 и 21-24, 43, 44). Еще одно место, где можно «охладиться» в пути, – тамбуры. Тем более что официально там сейчас не курят. Стоит почаще выходить и на станциях, тем более вечером, но это полезно и днем – даже если греет солнышко, то воздух «за бортом» куда свежее того, что скопился за пару суток в поезде.
Совет второй. Воздух стоит охлаждать и увлажнять. Для этого с собой можно взять два простых приспособления – карманный увлажнитель (стоит 2000-3000 тыс. рублей) и настольный вентилятор (от 500 рублей). Первый прибор фактически распыляет воду и несколько охлаждает воздух, а перед вторым было бы логичным поставить ледяную бутылку. Такие варианты подходят для купе и новых плацкартов, где есть розетки. Однако можно поискать и альтернативу, работающую на батарейках.
Ну и наконец дедовский метод. При невозможности принять душ стоит периодически обтираться влажным холодным полотенцем. Как вариант – намочить футболку или даже простыню. Кроме этого, стоит много пить, желательно простую воду или минералку – она восполняет солевой баланс.
Последний совет – для тех, кто хочет ехать в комфорте и не боится за это платить. В поездах от Екатеринбурга до Адлера есть купе повышенного комфорта с кондиционером. Стоимость билета – около 10 тысяч против «стандартных» 5000 рублей. В обычных плацкартных и «простых» купе, «кондиционер не гарантирован», говорят в справочной РЖД. Причем железнодорожники отмечают: это означает, что никто не знает, какой вариант попадется, – если повезет, то можно попасть в вагон с кондиционером и в плацкарте.
Проблемы питания: непротухающие продукты, самодельный холодильник и вагоны-рестораны
А вот как обезопасить свою еду – вопрос более сложный. Питаться трое суток одними сухарями проблематично, а практически все остальные продукты на жаре портятся. Некоторые, в том числе и медики, дают совет – брать «бичпакеты». Здоровому желудку такое питание, конечно, на пользу не пойдет, но вреда будет меньше, чем от протухшего мяса. Однако не все эту идею поддерживают. «Нет, в «дошираках» в любом случае нет ничего хорошего. Какой можно дать совет… Чаще мойте руки – в поезде кругом антисанитария. А вообще, стоит больше пить и меньше есть», – считает главный пульмонолог министерства здравоохранения Свердловской области и научный руководитель клиники ГКБ № 33 г. Екатеринбурга Игорь Лещенко.
«Общие советы такие. Не брать скоропортящиеся продукты, вареные яйца, кремовые кондитерские изделия. Следить за личной гигиеной. Может быть, продукты быстрого приготовления. Питаться в вагоне-ресторане можно. А вообще, можно пополнять запасы на больших станциях. И в случае чего – обращаться к медикам», – посоветовала пресс-секретарь Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Лукьянцева. Отметим, поезда до Адлера «пошустрее» делают всего две остановки длительностью 40-60 минут – в Пензе и Ростове. Поезд помедленнее – в Самаре, Саратове, Краснодаре и Горячем Ключе.
Кстати, бичпакеты можно заменить более дорогими, но и куда более полезными аналогами. В туристических магазинах продается сублимированная еда: от завтраков и обедов до десертов. Украинский борщ, к примеру, стоит 400 рублей, мюсли – 250 рублей.
Что же касается вагона-ресторана, то у путешествующих поездом сложилось неоднозначное отношение к этому заведению. Здесь дорого, не всегда чисто, в конце концов, как и в любом кафе, отравиться можно и здесь. Однако общие правила перекусов в общепите действуют и в вагонах-ресторанах: не брать котлеты и другое «перемолотое» мясо, не брать салаты с майонезом, блюда с каким-либо продуктом, имеющим слишком выраженный вкус и запах и т.д.
Уже купленные продукты можно хранить в холодильнике. Причем вариантов сразу несколько. Первый – холодильники есть в том же вагоне-ресторане и чаще всего у проводников, можно договориться с ними. Второй вариант – люк в полу вагона, по принципу действия больше всего напоминающий «хрущевский холодильник». Воздух там остается прохладным и летом за счет обдува при движении. Удивительно, но даже люди, которые часто ездят в поездах, о таком приспособлении не знают. Вариант третий – в тамбурах есть отсеки, куда можно положить продукты. В этих вариантах необходимо договариваться с проводником.
Еще разумнее о холодильнике позаботиться заранее. И здесь снова есть варианты. Сумки-холодильники стоят от 1000 рублей, по летней жаре самые бюджетные варианты продержатся около 8 часов, варианты подороже – 12 и более часов. Ради особой экономичности такую сумку можно соорудить самостоятельно – из обычной дорожной сумки, утеплителя и бутылок со льдом. Лайфхак: бабушки-продавщицы на станциях частенько замораживают минералку и другие напитки до состояния льда, чтобы хватило на ожидание нескольких поездов. Как раз у них и можно восполнить запасы льда в бутылках. Эту же воду, когда лед растает, можно пить.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2015, РИА «Новый День»