Любителям «расчлененки»: реформа МСУ в Челябинске обернулась шквалом проблем для муниципальных финансистов
Стремительное принятие законодателями решения о разделении Челябинска на семь отдельных муниципалитетов привело к огромному количеству сложностей и правовых коллизий для тех, кто столкнулся с необходимостью буквально с нуля формировать новую бюджетную систему.
Сотрудники челябинской администрации, выступившие сегодня в Екатеринбурге в рамках семинара для финансистов «Уральские встречи», не скрывают: радости от реформы МСУ они не испытывают. Для свердловчан доклад соседей был крайне важен – ведь областные власти разными способами пытаются продавить в Екатеринбурге такую же схему разделения города на муниципальные районы.
Как сообщила в своем докладе председатель комитета финансов Челябинска Ирина Лукина, пока слишком рано говорить, чего в реформе больше – плюсов или минусов. Но многие факты говорят сами за себя. Если думы внутригородских районов были избраны и заработали еще в сентябре, то администрации были сформированы и приступили к работе только с 1 марта. Тогда же были утверждены муниципальные бюджеты. Параллельно областному заксобранию пришлось в срочном порядке принимать законы, регламентирующие источники доходов вновь созданных муниципалитетов и другие необходимые для работы вопросы.
Бюджеты новых МО формировались так: на первый год было решено оставить за районами 10 процентов поступлений по НДФЛ и 3 процента от земельного налога. Лукина пояснила, что это составляет 50 процентов от всей плановой доходной части бюджетов внутригородских районов. Остальное – дотации из бюджетов других уровней. «Мы не сделали налоговые поступления единственным источником дохода, потому что идет экономический спад. Никто не был готов предугадать, сколько удастся собрать. По прошлым годам у нас есть статистика только по городу в целом, вычленить долю района нельзя. Пришлось использовать механизм выравнивания, предоставлять дотации и из области, и из города. С внутригородскими районами городом было заключено соглашение, в котором определили условия прекращения их предоставления – превышение предельного уровня дефицита, объема госдолга», – рассказала представитель Челябинска. Отметим, что глава Екатеринбурга Евгений Ройзман в ходе одной из дискуссий о реформе МСУ однажды заявил, что только два из семи нынешних районов города являются «донорами», остальные пять – дотационные.
По словам Ирины Лукиной, в процессе обсуждения структуры бюджетов рассматривалась возможность оставить районам до 70 процентов НДФЛ, однако чиновники всё же не решились: слишком многое пока представляется неясным, в том числе и в разграничении полномочий. В перспективе планируется увеличивать долю оставленных в районах налогов и снизить долю дотаций, но это вопрос будущих лет.
Одна из самых больших сложностей – взаимодействие с налоговой службой и федеральным казначейством. «Кто пойдет по нашему пути, имейте в виду: присвоение новых кодов ОКТМО, все эти процессы – все это очень долго, потому что это все согласовывается с Москвой. Не все федеральные структуры были готовы к реформе. Закон приняли одни структуры, а не готовы к ним оказались другие», – подчеркнула Лукина.
Ссылки по теме:
Свердловские власти возродили проект «Большой Екатеринбург» ради реформы МСУ >>>
Около сотни подростков привели на слушания по «расчлененке» Екатеринбурга (ВИДЕО) >>>
Челябинск, Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2015, РИА «Новый День»