92-й может оказаться 48-м – тестируем бензин с уральских заправок в лаборатории (ВИДЕО, ФОТО)
На Среднем Урале продолжается мониторинг качества автомобильного топлива, вызванный весьма тревожными показателями последнего времени – до 40% контрафакта на АЗС. NDnews решил внести свою лепту в борьбу с «мутным» бензином, рассказав, где и каким образом проводятся испытания топлива, какие параметры качества предъявляются к пробам, как можно отличить один бензин от другого и с какими вопиющими нарушениями сталкивались уральские специалисты.
Как передает корреспондент NDnews, вопреки распространенному мнению, проверкой топлива в Свердловской области занимается не Роспотребнадзор, а специализированное государственное учреждение – ФБУ «Уралтест». Именно сюда нужно обращаться в случае, если возникли основания полагать, что в бак транспортного средства на АЗС был залит некачественный бензин. Признаки этого могут быть самые разные – от потери мощности автомобиля до выхода из строя двигателя. ФБУ «Уралтест» для начала принимает заявку на испытание, регистрирует и шифрует пробу, принесенную заявителем, после чего образец передается сотрудникам лаборатории, уже без информации, с какой заправки он принесен. «Такое шифрование проб необходимо для беспристрастного исследования. Специалистов интересует лишь сам продукт, а не место, где он был взят», – поясняет начальник отдела оценки соответствия ФБУ «Уралтест» Евгений Сысуев, согласившийся провести для нашего агентства экскурсию по лабораториям.
Определение октанового числа
Часть испытаний топлива проводится по основному месторасположению «Уралтеста» – на улице Красноармейской, 2 «а» в Екатеринбурге, другая – в Среднеуральске. В городе-спутнике установлен специальный аппарат стоимостью 14 миллионов рублей, с которого мы и начинаем наш материал. Этот агрегат определяет самый простой с точки зрения рядовых автомобилистов показатель – октановое число топлива.
С виду установка напоминает двигатель внутреннего сгорания, но в нем присутствует целый ряд датчиков, призванных фиксировать те или иные показания. Для того, чтобы понять, какой перед нами бензин – АИ-92, АИ-95, АИ-98 или вообще дизельное топливо, сперва в один бачок карбюратора заливается испытуемое топливо, а в два других – эталонные (их состав известен досконально лаборатории и изготовлен в соответствии с ГОСТом к данному виду испытаний). Дальнейший процесс испытаний показан на видео.
«Среди эталонных жидкостей – бензин с высоким октановым числом и низким. Благодаря этому «октановому диапазону» мы смотрим, к какому из них тяготеет испытуемое вещество. Далее по формулам мы можем рассчитать октановое число до десятых долей. Весь процесс, включая регулировку датчика детонации и другие подготовительные процедуры, занимает порядка 30-40 минут, – поясняет Сысуев.
Аппарат для определения октанового числа
В случае если испытуемый бензин (к примеру, заявленный АИ-92) в действительности оказывается с октановым числом ниже, установка дает об этом знать: двигатель попросту начинает тарахтеть и издавать режущие слух звуки. «Это происходит потому, что поршень в двигателе уже подходит к так называемой верхней мертвой точке, а топливо уже вспыхнуло. На деле это приводит к колоссальной потере мощности двигателя и его ресурс при такой эксплуатации будет очень быстро сокращаться. Кроме того, сами поршни в двигателях автомобилей нередко не выдерживают такого процесса и выходят из строя. А это уже сложный и дорогой ремонт», – говорит собеседник агентства.
Далее идет процесс вычислений, которым завершается исследование на октановое число. В нашем случае (приводимом на ВИДЕО) на испытание был представлен бензин, который на АЗС указывался как АИ-92. Результаты исследования показали, что на самом деле его октановое число лишь 83, то есть практически на 10 октановых единиц меньше. При этом в практике «Уралтеста» был случай, когда водителю вовсе продали вместо АИ-92 топливо с октановым числом 48 (!).
Определение других потребительских качеств
Вернемся в Екатеринбург. В основной лаборатории «Уралтеста» установлено еще порядка 20 единиц оборудования, тоже весьма и весьма дорогостоящего. Для обывателя названия аппаратов и их предназначение вряд ли что-то скажут, но мы все-таки приведем ряд примеров. В частности, в учреждении есть установка для определения температуры вспышки в закрытом тигле, аппараты для установления давления насыщенных паров и смазывающей способности дизтоплива, вязкости масла (влияющей на кинематические свойства автомобиля). Также здесь – термостаты, спектрометры, устройства, определяющие концентрацию бензола и наличия присадок и так далее.
Аппарат для определения предельной температуры фильтруемости – определяет к какому виду относится дизтопливо (зимнему или летнему)
«С их помощью можно определить всю таблицу Менделеева. Однако чаще всего мы предлагаем гражданам провести не полный, а частичный анализ топлива – это и дешевле, и быстрее получается. К тому же мы знаем, в чем чаще всего обманывают автомобилистов на АЗС», – отмечает начальник отдела оценки соответствия ФБУ «Уралтест».
Для лабораторных анализов потребителю необходимо предоставить три литра подозрительного бензина – этого хватает для полного комплекса испытаний. При этом каждый эксперимент делается по три раза, чтобы исключить вероятность «человеческого фактора» или неверных показаний оборудования.
Каждый эксперимент делается по три раза
Особенности топливного контрафакта
Одно из основных исследований лаборатории «Уралтеста» в Екатеринбурге касается определения фракционного состава топлива. В данном случае специалисты выясняют, что перед ними – автомобильный бензин, дизельное или, к примеру, судовое топливо. К слову, именно последнее часто мешается на АЗС с криминальной целью, о чем недавно вновь заявляли представители управления Росстандарта по Уральскому федеральному округу.
Определение фракционного состава бензина
«Приведу пример. Автомобильный бензин выкипает при температуре 160 градусов. Если такой бензин у нас в лаборатории не выгорает за 2,5 часа, то это говорит о наличии в нем тяжелых фракций, выходит, что это вообще может быть не бензин. При этом судовое топливо – это то же дизельное топливо, только оно рассчитано на низкооборотистые двигатели судового типа. На нем обычный двигатель поедет, но динамические характеристики будут ниже. И это большая проблема нашего времени – судового топлива очень много на уральском рынке. Его с северов, где добывается нефть, проще и выгоднее привезти в Екатеринбург или Челябинск, чем доставлять на российский юг и продавать там по тем же ценам, что и здесь», – поясняет Сысуев.
По его словам, бывали также случаи, когда в «Уралтест» приносили топливо с запахом растворителя лакокрасочной продукции. Лабораторные испытания выявили соответствующее норме октановое число, но тут же выяснялось, что оно достигалось путем добавления чрезмерного количества присадок. «В результате, несмотря на соответствие октановому числу, температура горения у жидкости была другая. Как следствие – отсутствие полноты высвобождаемой энергии, скорости горения и нехватка динамики двигателя», – добавляет собеседник NDnews.
Были и обратные примеры, когда в топливе обнаруживалось чрезмерный объем ароматики. Это приводило к тому, что конструктивные элементы двигателей буквально покрывались смолами, образовывался нагар и залипали клапана газораспределительного механизма. Что, естественно, могло привести к масштабной поломке механизмов.
Аппарат для определения бензола
Мифы и реальность
Как подмечает собеседник агентства, раньше автомобильный бензин подкрашивался на АЗС, что якобы должно было свидетельствовать о том, что это не контарфакт. Теперь от такой практики отошли. По одной из версий, это была одна из рекламных компаний, по другой – граждан якобы приучали определять на месте качество топлива. Так или иначе, к положительному результату такое нововведение не привело. В итоге сегодня, например, ярко желтым цветом может быть и 80-ый и 98-ой бензин – это зависит от присадок. И цвет не является показателем качественного или плохого топлива.
Вместе с тем, среди автолюбителей продолжается противостояние в вопросе – бензин каких известных марок лучше (в частности, сравнивается продукция «Газпромнефти», «Лукойла» и, к примеру, «Башнефти» – прим. NDnews). Представители «Уралтеста» спешат расстроить (или обрадовать) и тех и других – бензин самых известных на Урале брендов очень высокого качества (в ряде случаев даже больше, чем идеальный), поскольку представители компаний уделяют большое внимание этому вопросу.
«В большей степени с подозрением стоит относиться к мелким малоизвестным автозаправочным станциям – именно на них чаще всего льют некачественное топливо. В безысходной ситуации рекомендуется залить 5, максимум – 10 литров бензина на такой заправке – лишь чтобы хватило доехать до известного бренда, и уже там заправиться полностью. В этой случае риск поломки двигателя и других агрегатов минимален. Также стоит быть настороже, когда АЗС продает бензин по слишком низким ценам – это один из показателей того, что там пытаются быстрее сбыть контрафакт», – заключил Сысуев. При этом стоит помнить, что доказать факт заливки некачественного топлива достаточно сложно, поэтому всегда нужно сохранять чеки с АЗС – они послужат серьезным подспорьем в случае взыскания ущерба.
Екатеринбург, Игнат Бакин, Александр Саливанчук, Антон Отман
© 2015, РИА «Новый День»