AMP18+

Екатеринбург

/

«Голодный пес», «шалява» и «лысый верблюд» – следы ушедших народов на карте Свердловской области

В воскресенье, 9 августа, в мире отмечается День коренных народов. На территории Свердловской области в настоящее время проживает только один коренной народ, имеющий официальный статус малого и охраняемого государством – манси. Татары и башкиры в силу своей многочисленности такими же льготами не пользуются, хотя, бесспорно, являются такими же коренными обитателями Урала. Исторически территория нынешней Свердловской области была местом обитания и других народов, некоторые из них оставили многочисленные напоминания о себе на карте региона. NDNews.ru вспомнил, из каких языков пришли и что означают с детства привычные топонимы.

Тюрки

Тюркские (татарские и башкирские) названия встречаются, главным образом, на юге и юго-западе Свердловской области. По мнению историков, предки современных башкир появились на Урале в Х веке, татары – несколько позже. Из их языков пришли многие географические названия Среднего Урала. Среди самых известных – такие.

Арамиль. По одной из версий, это – гидроним от татарского «арямалс» – «уремный», т.е. «река с поймой, заросшей лиственным лесом, кустарником, лугами, тростником». Но более известна романтическая версия – легенда про прекрасную Арамиль, дочь знатного башкира, которую похитили и погубили злодеи. Отметим, что в советское время название «Арамиль» чаще употреблялось в мужском роде, теперь же – почти исключительно в женском, в том числе и благодаря легенде.

Название Артинского района происходит от реки Арты. Скорее всего, данный топоним связан с тюркским словом «арту», что в переводе означает «приток».

Одним из наиболее загадочных топонимов является Ачит. Тем не менее, основной версией толкования названия является татарское словосочетание «ач эт», в переводе на русский – «голодная собака». По одной из легенд, когда-то на месте нынешнего Ачита жили свирепые разбойники, нападавшие на проходящих мимо торговцев, – отсюда и название.

Название Бисерть – «Би сер» – в переводе с татарского означает «огненный приток». Предположительно, данное название связано с горением торфяных болот, расположенных в низовьях этой реки.

Слово «Сысерть» в переводе с башкирского означает «туманная местность», и, по свидетельству местных жителей, туманы над этой рекой – действительно не редкость.

Название горы Качканар сложено из двух слов – «качка» – лысый, «нар» – верблюд, т. е. «лысая гора, по очертаниям похожая на верблюда». Отметим, что на одном из склонов Качканара действительно стоит огромный камень, очень похожий на верблюда.

Название озера Шарташ обычно объясняют как сложение двух корней: сары – «жёлтый», таш – «камень», связывая значение топонима с оттенком прибрежных скал. Не исключено также, что название связано с башкирским словом шар – «болото» и изначально относилось к расположенным поблизости Каменным Палаткам.

Ханты (югра)

Древние хантыйские племена на Среднем Урале обитали предположительно между реками Тура и Пышма. Через некоторое время на эти места пришли манси, но следы хантов остались в таких именах, как Тагил, Пышма, Нейва.

Тагил (в старину использовалась также форма «Тагиль»). Вероятно, происходит от хантыйского «тягыл» – река.

Река Нейва (ранее также Невья), – одно из самых древних названий. По мнению ученых, означает «болотистое место». Интересно, что в современном финском языке, который также относится к группе югорских, «нэва» также значит «болото».

Название «Пышма», по разным версиям, значит «тихая» либо «святая» вода.

Манси (вогулы)

Довольно много названий оставили свердловчанам манси (они же вогулы или вогульчане). Этот народ появился на Среднем Урале в X–XIII вв. и жил на территории современного Горнозаводского и Северного управленческих округов. Напомним, сейчас поселение манси осталось только в Ивдельском городском округе, название «Ивдель» происходит от мансийского «Лесная река». Население традиционной общины манси составляет сейчас 112 человек.

Название «Исеть», по одной из версий, восходит к мансийскому «много рыбы». Впрочем, есть и другая – название реки, на которой стоит Екатеринбург, происходит от названия таинственного племени «исседонов», рассказы о котором встречаются у древнегреческих ученых Птолемея и Геродота.

Название «Пелым» на языке манси означает «студеный». Отметим, что Пелым до недавнего времени оставался единственным, кроме Ивделя, муниципалитетом, где сохранялась традиционная мансийская община, но в пост-советский период она исчезла.

Название «Салда», давшее имя одной реке и двум городам, произо­шло от «салт» и «да», что в переводе с мансийского озна­чает соответственно «липа» и «река». Таким образом, «Салда» – это «река среди лип» или «липовая река».

Коми

От народа коми, который в древности проживал на территории северо-запада современной Свердловской области и на границе с нынешним Пермским краем, потомкам достались многочисленные названия рек с корнем «ва» – вода. В частности, это Кушва – «гнилая вода», Сосьва – от слов «сое» (рукав) и ва – река, т. е. «рукав реки». Даже русское, на первый взгляд, название Чусовая восходит к слову из языка коми – «чус-ва» – «быстрая река».

Название «Лобва» происходит от коми-пермяцких слов «лоп» – «древесный хлам, сор в реке» и ва – «вода». «Лозьва» означает «Голубая река».

Интересно происхождение названия реки и поселка Шаля. «Шаля-ва» на языке коми означает «темная», «черная» или «мутная» река. По версии некоторых исследователей, слог «ва» от названия «отделили» позднейшие русские переселенцы, чтобы избавиться от неприличных ассоциаций с женщиной легкого поведения.

Отметим, что если на территории Свердловской области государством охраняются только манси, то в соседних регионах статус коренных присвоен еще и народу ханты. Такая ситуация сложилась в некоторых районах Тюменской области, в ХМАО-Югре и Республике Коми. Потомки коми-пермяков и коми-зырян живут на территории Республики Коми, а также Коми-Пермяцкого округа, который с 2005 года входит в состав Пермского края, однако юридического статуса «коренного малочисленного народа» коми не имеют.

Ссылки по теме:

Вице-премьер Власов обещал свердловским манси «не рыбу, а удочку» (ФОТО) >>>

Они еще не пользуются деньгами, но уже не разводят оленей: как живут уральские манси (ФОТО) >>>

Екатеринбург, Евгения Вирачева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Россия,