AMP18+

Екатеринбург

/

Свердловские власти урежут расходы на строительство, на муниципалитеты и на стариков

Негативные экономические процессы, идущие в настоящее время в Российской Федерации, тяжело отразятся на Свердловской области, и без того переживающей не лучшие времена. Несмотря на то, что областной минфин благополучно рапортует о росте доходной части бюджета, эксперты уверены: осенью с началом парламентского сезона начнется резкое урезание расходов.

На федеральном уровне тенденция уже задана. Минэкономики в прогнозах до 2018 года впервые признало потолок цены на нефть в 40 долларов за баррель и на основе этого обновило макроэкономический прогноз. Инфляция к концу года будет больше ожидавшихся в апреле среднегодовых 16,1% и вдвое превысит прежние прогнозы на 2017 и 2018 годы. Курс доллара станет выше 75 рублей, поднявшись до 78 рублей к концу трехлетки, падение реальных доходов населения будет продолжаться минимум до 2017 года. Резервный фонд не доживет до 2018 года. Чтобы закрыть дыру в бюджете, правительству придется либо прибегнуть к увеличению денежной массы, что грозит обвалом рубля и гиперинфляцией, либо к еще большему сокращению расходов – в первую очередь, социальных.

Тем временем областное министерство финансов сообщило, что с 1 января по 24 августа текущего года в областной бюджет поступило на 10, 7 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2014 года. Всего доходы консолидированного бюджета Свердловской области на 24 августа составили 129,1 млрд рублей, областного – 100,3 млрд рублей. Рост к соответствующему периоду прошлого года составил соответственно 8,7 и 11,9 %. «По мнению экспертов, такие показатели считаются устойчивыми и говорят о том, что бюджетный прогноз по доходам будет исполнен», – сообщает пресс-служба облминфина.

Директор Института экономики УрО РАН, академик Александр Татаркин в беседе с корреспондентом NDNews.ru заявил, что его эта цифра не успокаивает. «Доходы бюджета несколько увеличились за счет неконтролируемого роста цен. Цены скачут, потому что число посредников стало в 2,7 раз больше, чем число розничных торговых организаций, а еды больше не стало. В результате простая морковь подорожала на 66%, а реальные доходы людей упали на 20%, а в некоторых сферах деятельности – и того больше», – заявил он. Также академик уверен, что в условиях экономического кризиса областные власти вновь прибегнут к самым простым решениям в области экономии. «Самое простое решение – срезать социальные дотации пропорционально всем муниципалитетам, – считает он. – Второй вариант – наращивать госдолг, который у нас и так немаленький. Но отношение населения к сокращениям дотаций и так очень тяжелое».

Депутат заксо Андрей Альшевских на 99% уверен, что сразу после выхода с каникул народным избранникам придется принимать предложенные правительством корректировки в бюджет-2015. «Мы (заксобрание) дали правительству право доводить лимиты до получателя – распорядителя бюджетных средств, то есть ставить ограничения по расходам министерствам. Скорее всего, ужаться придется всем министерствам, так как бюджет «тяжелый». Если вспомнить опыт нашего минфина, то в прошлый раз под урезание попало МинЖКХ – сразу на 1,7 млрд рублей. «Под нож» пошли программы благоустройства, «Тысяча дворов», субсидии муниципалитетам на газификацию и расселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Вероятно, теперь будут сокращения также по программам министерства строительства», – предположил Альшевских.

Его коллега Евгений Артюх считает, что бюджет корректировать, безусловно, будут, и скорее – из-за недоборов по НДФЛ в муниципалитетах и «провисания» налога на прибыль. «Придется корректировать некоторые областные программы. Косвенно это связано с изменением курса, но не напрямую, – считает он. – Часть наших предприятий работают на экспорт, и для них повышение курса иностранной валюты выгодно, и соответственно, их положение и налоговые платежи не ниже прежних показателей. Но с другой стороны – многие из них уже начали испытывать трудности со сбытом, в том числе – из-за возросших цен на их продукцию. Соответственно, кто-то частично сокращает персонал, и как следствие – происходит снижение прибыли и платежей по НДФЛ».

По мнению Артюха, «резать» будут в первую очередь то, что менее болезненно – социальные программы, обязательства, не защищённые законом, а принятые в «тучные» годы, мотивированные политикой, типа программы «Старшее поколение». «Кроме того, будет выстраиваться ещё более жёсткая политика межбюджетных отношений с муниципалитетами. Им просто будут давать еще меньше денег», – считает Артюх.

Депутат екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин сообщил, что относительно возможной корректировки бюджета столицы Урала на 2015 год у него пока информации нет. «Ситуация напряженная, сложная, но сильно выпадающих доходов нет. Комиссии по взысканию налоговых платежей действуют в рабочем режиме. Если регион не пересмотрит утвержденные на этот год межбюджетные отношения, то, вероятно, корректировка не понадобится», – считает он. Однако депутат отметил, что тревожные сигналы уже есть, хотя и немного из другой области: например, ТФОМС недавно уравнял подушевое финансирование на одного больного в Екатеринбурге с муниципалитетами области, невзирая на качественное различие в объеме услуг и медицинском оборудовании. «Больницам Екатеринбурга придется резко сокращать расходы, а ведь у них тоже все доходы и расходы на год были уже сверстаны. Так что ничего нельзя исключать. Надеюсь, что до изменения ставки НДФЛ не дойдет», – отметил Сергин.

Екатеринбург, Евгения Вирачева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика,