Импортозамещение не спасает – свердловские машиностроительные заводы вошли в кризисный «штопор»
Кризис серьезно повлиял на финансовое состояние свердловских машиностроителей. Отчеты крупнейших предприятий региона за первое полугодие 2015 года выглядят пессимистично – производство, и соответственно, выручка сокращается, а убытки растут. Эксперты называют несколько причин всеобщего упадка – сказались и валютные скачки, и санкции, и медленное импортозамещение. Прогнозировать, что будет с уральскими заводами в ближайшем будущем, аналитики не готовы.
Убытки свердловских машиностроителей растут
Как передает корреспондент NDnews.ru, крупные машиностроительные предприятия в августе опубликовали квартальные отчеты. Промежуточные финансовые итоги пока выглядят очень тревожно. Чистый убыток Уралмашзавода за 6 месяцев 2015 года составил 866 миллионов рублей против 854 миллионов рублей в аналогичном периоде прошлого года. Выручка предприятия сократилась в полтора раза: 1,6 миллиардов рублей в 2015 году против 2,5 миллиардов рублей в 2014 году.
Завод Уралхиммаш увеличил чистый убыток в три раза. В первом полугодии текущего года завод потерял 337 миллионов рублей, тогда как в том же периоде прошлого года – 119 миллионов рублей. Выручка предприятия составила 914 миллионов рублей, за шесть месяцев прошлого года – 1,1 миллиарда рублей. «С введением санкций не только средний бизнес, но и крупный столкнулся с дефицитом кредитных ресурсов. Сегодня это главная проблема, в том числе и для нефтехимии и полимерной переработки. Несмотря на объективные сложности, ряд проектов в нефтехимии с некоторыми корректировками продолжает реализовываться», – говорится в отчете предприятия.
Еще одно крупное екатеринбургское предприятие – производитель гидравлики ОАО «Пневмостроймашина» – не может выбраться из процедуры банкротства. Финансовое состояние предприятия соответствующее: более 53 миллионов рублей убытка за 6 месяцев 2015 года против прибыли в размере 15,8 миллиона рублей в аналогичном периоде прошлого года. Компания сократила объем выручки до 373,8 миллионов рублей (490,2 миллионов рублей в прошлом году). Численность работников на предприятии уменьшилась с 1,15 тысячи человек до 871 человека.
Стоит отметить, что некоторым заводам удалось сократить свои убытки за счет антикризисных мер. Например, градообразующее для поселка Верхние Серги предприятие «Уралбурмаш» за полгода сократил убытки в 4,7 раза по сравнению с показателями 2014 года – со 120 до 16,7 миллионов рублей. Выручка завода увеличилась на 10,3% – до 262,6 миллиона рублей. Вместе с тем, себестоимость производства продукции уменьшилась на 12%. В начале года предприятие испытывало трудности с загрузкой, в связи с чем временно была введена сокращенная рабочая неделя.
Нынешние финансовые трудности машиностроителей имеют несколько причин, говорят эксперты. «Во-первых, РЖД, энергетики, нефтяники, газовики и другие монополисты в кризис резко сократили свои инвестпрограммы, и соответственно, спрос на оборудование – продукцию уральских машиностроителей – тоже снизился. Во-вторых, очень сильно нарушилась дисциплина платежей. Сейчас предприятия после отгрузки готовой продукции получают оплату через 180 дней, то есть возмещение происходит только через полгода. Это серьезный фактор, который сказывается на финансовом положении предприятий», – рассказал NDnews.ru зампредседателя свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.
Так, например, согласно отчету корпорации «Уралвагонзавод», чистый убыток предприятия за первое полугодие 2015 года составил 5,26 миллиарда рублей. Выручка корпорации сократилась на 34,4% – до 25 миллиардов рублей. В частности, выручка от производства и реализации вагонной продукции составила 2,66 миллиарда рублей, что почти в 7 раз ниже аналогичного показателя за первое полугодие 2014 года. Как указано в отчете, основная причина сокращения выручки по этому направлению – «уменьшение спроса на продукцию железнодорожного значения».
Вместе с тем, выручка от производства и реализации специальной техники составила 20,8 миллиардов рублей, что на 18,9% выше аналогичного показателя за первое полугодие 2014 года. «За первое полугодие показатели рентабельности отрицательные за счет того, что затраты превышали выручку. Кроме того, имеет место неравномерное распределение сбытовых контрактов на протяжении года. Из-за необходимости приобретения материалов и комплектующих под производство и будущую отгрузку, а также в связи с недостаточным поступлением выручки предприятию пришлось привлекать кредитные ресурсы. В целом финансовое состояние общества можно охарактеризовать как стабильное», – говорится в квартальной отчетности.
Есть в общей не очень оптимистичной картине и вполне приятные исключения. Например, «Уралэлектромаш» в Каменске-Уральском, Буланашский машиностроительный завод (входит в промышленную группу «Генерация»), Артемовский машиностроительный завод «Вентпром» полностью загружены даже в кризис и работают в три смены.
Импортозамещение не работает
Импортозамещение в последние два года стало флагманом российской промышленной политики. Конечно, переориентирование на отечественную продукцию вряд ли станет панацеей от всех экономических бед, однако в этом случае свердловские машиностроители вправе были бы рассчитывать на увеличение заказов. Увы, произойдет это еще нескоро.
Так, например, финансовый аналитик Константин Селянин сравнил импортозамещение с «попыткой воспитать совершеннолетнего ребенка». По его словам, нужно около десятка лет, чтобы поменять устоявшуюся модель российской экономики.
Такого же мнения придерживается Андрей Бухмастов. «На наших заводах нереально организовать в короткий срок выпуск высокоинтеллектуального оборудования, тем более, что продукция наших машиностроителей по многим позициям существенно отстает от производителей из развитых стран. И даже там, где есть потребность в продукции наших заводов, предпочитают покупать импортное оборудование – именно потому, что его качество выше. В рамках импортозамещения на рынок в ближайшее время нам не выйти», – рассказал эксперт.
Пока что невозможно провести даже частичное импортозамещение – то есть наладить производство запасных частей к импортной технике. «Как делают иностранные компании? Они продают высокопроизводительные и эффективные изделия по демпинговым ценам, а потом отыгрывают их стоимость за счет сервисного обслуживания. Производить самим необходимые запчасти к этим изделиям сложно, так как нужно знать все технические характеристики, которые иностранные изготовители, конечно же, не раскрывают», – пояснил Андрей Бухмастов.
Поскольку массового импортозамещения в промышленном производстве нет, предприятиям приходится делать импортные закупки, и, следовательно, нести дополнительные убытки от скачков курса иностранных валют. «К сожалению, среди уральских машиностроительных заводов не так много экспортеров, которые могли бы получить выручку от роста доллара», – заключил собеседник агентства.
Пока что самым ощутимым подспорьем в кризис для предприятий являются государственные субсидии. Тем более, что в рамках импортозамещения правительство стало охотнее их выдавать на пополнение оборотных средств и для компенсации процентной ставки по кредитам. Однако есть жесткое условие: предприятие должно давать подробный отчет, на что расходует бюджетные средства, а на это готовы идти не все бизнесмены. Впрочем, как говорит Андрей Бухмастов, в последнее время отношение предпринимателей к субсидиям меняется в положительную сторону – заявок на конкурсы поступает гораздо больше, чем в прошлые годы.
Ссылки по теме:
Свердловское импортозамещение продвигается медленно: потрачено 1,5 миллиарда, но когда будет отдача – неизвестно >>>
Регионы уже пытаются внедрить импортозамещение/А вот правительство решило позабыть об этой затее >>>
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
© 2015, РИА «Новый День»