В свердловской «Деловой России» может поменяться руководитель Нынешний глава вызывает уже слишком много вопросов
Федеральное руководство «Деловой России» в ближайшее время может поменять главу свердловской ячейки общественной организации. Есть информация о сильном недовольстве Москвы работой нынешнего главы местной ДР Леонида Гункевича. Дошло до того, что жалобы на него передаются в том числе и уполномоченному при президенте России по правам предпринимателей и сопредседателю «Деловой России» Борису Титову. Предприниматели из Свердловской области сетуют: организация вместо того, чтобы помогать, занимается какой-то совершенно непонятной им деятельностью и большого смысла в ее существовании они не видят.
«Вы понимаете, во многом, конечно, речь идет о пресловутой роли личности в истории. Так и здесь. «Деловая Россия» в Свердловской области могла бы работать эффективнее, но ей постоянно что-то мешает. Стоит хорошо присмотреться к личности ее нынешнего руководителя, чтобы понять, что там может мешать. В свое время, как мы все помним, Леонид Гункевич претендовал на должность свердловского бизнес-омбудсмена, но не был утвержден. Уже тогда ему дали понять, что это место не для него. Он чистый коммерсант, а тут очень много общественной работы, которую Гункевич не любит. Леонид Леонидович сибарит. У него барский стиль руководства. В «полях» он не работает. Бывает, встречи назначает в дорогущих ресторанах, которые оказываются не по карману его визави, – рассказывает источник в «Деловой России». – По сути, нормальной деятельности организация под его руководством не ведет, и раскрутиться никак не может. Одно «воздухопинание», бездельничанье, безынициативность. Говорят, Москве надоело на это смотреть, сейчас ему ищут замену».
Судя по всему, Гункевичу уже известно о претензиях со стороны Москвы. Более того, соратники рассказывают о том, что он якобы и сам подумывает разорвать отношения с ДР ради министерской должности в правительстве ХМАО. «Сейчас он ждет переназначения Натальи Комаровой, потом его вроде бы должны взять к ней на работу. Через кого были достигнуты такие договоренности, мне неизвестно», – сообщил на правах анонимности один из соратников общественника.
Стоит отметить, что шансы занять высокую должность у Гункевича есть. Имея хороших знакомых в правительстве Свердловской области, он в свое время ненадолго занял должность замглавы администрации Первоуральска по финансам. Закончилась эта история, правда, печально.
«Он захотел поставить все на коммерческие рельсы, хотел стать «решалой». Выбил из бюджета около 18 млн рублей на замену мусорных контейнеров в городе. Для этого нанял одну из компаний бизнесмена Рената Садриева за гораздо меньшие деньги. Отдал ей авансом примерно треть от суммы. Но остаток суммы компания так и не получила. Все остальные деньги куда-то исчезли. То есть в убытке остались и бюджет, и подрядчик, – рассказывают источники в администрации Первоуральска. – После этой истории Гункевич ушел в декретный отпуск. Это известная история. Сор из избы выносить не стали, просто уволили его по тому основанию, что он совмещал муниципальную службу с учредительством в коммерческих компаниях».
После этой истории высокопоставленный свердловский чиновник, протежировавший Гункевича, старается держаться от него подальше. Ирония заключается в том, что уральский делоросс пару лет назад успел засветиться подобным образом в другой истории, но в Югре. Там до сих пор идут поиски пропавших 100 млн бюджетных рублей.
Рассказывают, что в 2011 году, он, пользуясь своими связями (а господин Гункевич весьма общительный человек и увлекается различными технологиями, позволяющими расположить к себе собеседника, говорят знающие его люди), смог вписаться в программу югорского фонда «Жилище». В то время его возглавлял Сергей Меркулов.
«Через свои связи Гункевич договорился с Меркуловым, специально создал компанию «Юград», которая, естественно, никогда и ничего не строила, и получил подряд на строительство трех домов (порядка 3 млрд рублей) в Сургуте и Нижневартовске. Им полагался аванс – 30% от общей суммы. Для начала им дали чуть больше ста миллионов. Они для вида вбили колья на стройке и сделали какие-то минимальные работы. Рассказывают, что в это же самое время у Леонида Леонидовича появились большая квартира в Екатеринбурге на улице Февральской Революции, дом в Космаково и еще какая-то недвижимость, – делится информацией источник, знакомый с ситуацией. – Но тут пришла беда откуда не ждали. Меркулова сняли и поставили нового начальника – Туганову. А губернатор Комарова запретила авансировать работы, потому что строители срывали сроки. Поскольку аванс «Юград» к тому времени куда-то израсходовал, денег на стройку не было. Договор с ними расторгли, подряд отдали другой организации. Удивительно, как обошлось без уголовного дела».
Казалось бы, каким образом после таких событий можно рассматривать кандидатуру Гункевича на чиновничью должность. Но хитрость заключается в том, что у Натальи Комаровой нет негативных ассоциаций с этим именем. Компанию «Юград» Гункевич предусмотрительно зарегистрировал на свою гражданскую жену – Анну Панову, а директором назначил Юлию Максутову.
Последняя подтверждает, что бюджетные миллионы, выданные «Юграду» в качестве аванса, было потрачены – отвечать за действия учредителей почему-то пришлось именно Максутовой. Когда стало ясно, что свердловчан выгоняют со строительной площадки, Максутовой пришлось заплатить долги субподрядчикам из ее собственных средств. «Было такое дело. Я хочу забыть это как страшный сон», – говорит сама Юлия Максутова.
Есть на совести Леонида Гункевича и другие долги. В настоящее время глава региональной ячейки ДР является злостным неплательщиком – Россельхозбанк требует с него более 6,5 млн рублей, к решению вопроса уже подключены приставы.
Есть и еще один неприятный аспект, связанный с именем Гункевича. Речь идет об уголовном деле бывшего министра экономики Евгения Софрыгина. «Софрыгин как министр рулил распределением квот на трудовых мигрантов. Якобы для удобства был сделан миграционный центр, и есть мнение, что Гункевич завел туда своего человека, – рассказывает источник в правительстве Свердловской области. – Схема такая: квоты распределяются по предприятиям, и было решено заряжать предприятиям по 10 тысяч за каждую квоту. Но потом Софрыгин разругался с Гункевичем, говорят, что из-за денег. У Гункевича начались проблемы с квотами – и тут в адрес Софрыгина полетели жалобы. Спустя некоторое время против Софрыгина было возбуждено уголовное дело, о злоупотреблении министра своими полномочиями, – как раз по поводу квот». Впоследствии Софрыгина признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ»). Приговором суда чиновник был оштрафован на 300 тыс. рублей и лишен права занимать должности, связанные с организационно-распорядительной деятельностью в органах государственной службы сроком на два года.
Учитывая шлейф историй, связанных с г-ном Гункевичем, югорским чиновникам, рискнувшим принять в свои ряды уральского общественника, стоит быть готовыми к любому исходу сотрудничества с ним.
Между тем, вопрос о том, кто может стать сменщиком Гункевича в свердловской «Деловой России» остается открытым. Есть информация, что это может быть выходец из Свердловской области, который несколько лет назад уехал делать карьеру в Москву.
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2015, РИА «Новый День»