«Странно, но must see», – Уральская биеннале приобщила к современному искусству сотни человек (ФОТО)
В минувшие выходные главная площадка Уральской биеннале современного искусства – гостиница «Исеть» – привлекла сотни посетителей. «Странно, но обязательно к просмотру», – пестрят соцсети разными отзывами. Однако не все знают, что биеннале проходит не только в заброшенной гостинице и типографии. NDNews.ru составил список площадок в других городах области и за ее пределами.
«Исеть» – в центре внимания
В Екатеринбурге продолжается Уральская биеннале современного искусства, в рамках которой в город приехали десятки художников со всего мира. Естественно, больше всего внимания привлекает гостиница «Исеть», в каждом номере на 10 этажах которой созданы всевозможные инсталляции и перфомансы. В последние дни заброшенная ранее гостиница стало буквально хитом в соцсетях. По тегам можно найти десятки отзывов от посетителей, которые в основном сводятся к тому, что современное искусство не всегда понятно, но посетить «Исеть» обязательно нужно.
«Знаете, 5 часов оказалось очень мало, чтобы увидеть и понять все на #биеннале! Эмоции от увиденных инсталляции и перфомансов до сих пор не отпускают. Возможно, такое искусство придется кому-то не по душе, но туда определено стоит сходить, чтобы взглянуть на мир другими глазами!», – пишет на своей странице «ВКонтакте» Светлана Белоусова.
«Видела много всего странного, необычного, непонятного, но и интересного)) мероприятие запомнится))», – пишет Ирина Комарова.
«Современное искусство иногда слишком современное, но формат мероприятия и задумка – отличные», – считает Анастасия Плотникова.
На втором месте по популярности на этой биеннале – спектакль-променад «Пролом», который Александр Вахов поставил в заброшенной типографии по пьесе Валерия Шергина. Как ранее писал NDNews.ru, перфоманс переносит зрителя в 30-е годы прошлого века, к чекистам.
«Ах, я сегодня такое видела! Такооое видела! У дуэта Шергин-Вахов как всегда получилось что-то невообразимо удивительное. Браво! – пишет Ирина Астафьева. – …Это невозможно рассказать – это надо видеть. Пройти по этим коридорам, заглянуть в каждую дверь и получить свой билет в светлое будущее».
«Пролом» в типографии
На фоне популярности главных площадок биеннале несколько затерялись остальные, открывшиеся на прошлой неделе в Нижнем Тагиле и Невьянске, а также в соседних областях. Хотя, по словам кураторов, и здесь много посетителей.
NDNews.ru составил небольшой путеводитель по площадкам, где до ноября можно будет прикоснуться к современному искусству.
Итак, в Нижнем Тагиле работает сразу 4 площадки параллельной программы. В Музее изобразительных искусств (ул. Уральская, 4) открылась выставка «БРУРАЛ: Оболочка свободы. Сломано/Сделано», которая проработает до 11 ноября. BRURAL. SkinofLiberty: Fractured&Structured – это четвертая выставка в рамках проекта BRURAL, инициируемого и курируемого нью-йоркской художницей и куратором Ириной Даниловой. Название проекта SkinofLiberty: Fractured&Structured –двухчастное. SkinofLiberty – это история про медь для статуи свободы, добытой на тагильских рудниках. А Fractured&Structured – отсылает к локальному психогеографическому состоянию Нижнего Тагила, старейшего промышленного города Среднего Урала, заводы которого на данный момент либо утратили свою индустриальную функцию, либо находятся в упадке. В данном состоянии текстура города становится исключительным фоном для художественных высказываний.
Для проекта были приглашены тагильские и американские художники, представляющие различные творческие стратегии, формы и технологии современного искусства.
Второй «тагильский» проект – Remake – будет до 2 октября работать в центральной городской библиотеке, галерее SPACE PLACE (ул. Строителей, 1А). В своем проекте немецкие художники и кураторы Леонид Харламов и Детлеф Шлагхек в соавторстве с молодыми художниками из Нижнего Тагила пытаются имитировать произведения и стили известных современных художников, используя «то, что под рукой». Выполняя произведения «под» выбранных художников и выставляя их на всеобщее обозрение, кураторы задаются вопросами о том, насколько важен оригинал в современном искусстве, в чем заключается «мастерство» художника, и в какой степени сегодняшнее искусство демократично или элитарно.
В галерее KUBIVA (Черноисточинское шоссе, 68, следовать по указателям) расположился мультижанровый проект художников творческого объединения «ЖКП» и мастерской-галереи «Кубива» – «Девятое состояние». В нем современное искусство предстает переплетением музыки, визуальных и исполнительских искусств, а так же тотальной импровизацией. У проекта нет четкой формы, это практика создания ситуации, в которой роли зрителя и художника изменяются, перемешиваются и переопределяются. «Девятое состояние» с одной стороны продолжает практику легендарного уральского художника, народного дворника России Б. У. Кашкина, а с другой, осмысляет современность, ищет пути преодоления свойственных ей отчужденности и равнодушия, предлагая собраться вместе и не стесняться себя.
И, наконец, в кинотеатре «Красногвардеец» (ул. Победы, 26) разместился проект SecondHand. Основная его часть – это большая инсталляция в виде квартиры человека, который живет на границе Европы и Азии. Так будет показано, как в одном пространстве может сосуществовать культура востока и запада. Все объекты этой инсталляции выполнены из материалов бывшего употребления: в первую очередь это одежда, старая мебель, предметы быта, интерьера и т.д. Все эти вещи мобилизуются и приобретают новые функции использования.
Еще одна «необычная» квартира расположилась на проспекте Ленина в Невьянске (дом 3, квартира, 15). Проект представляет собой тотальную инсталляцию – «музей-квартиру личной истории, истории семьи. Это обычная двухкомнатная квартира в сталинском доме, в которой сохранились дизайн и атмосфера 70-80-х годов 20-го века, находящаяся на переломном моменте своей истории – перед тем, как будет сделан «современный ремонт». Квартира принадлежала двум ветеранам труда – ведущему конструктору Невьянского механического завода и его жене, которая работала главном бухгалтером.
В квартире-инсталляции будут представлены несколько картин, написанных с натуры в этих интерьерах («Скоро бабушка придет с работы?», «Почему постель до сих пор не заправлена?», «А что с ковром будем делать?»), рисунки из серии «Домашний концептуализм», инсталляции «Как беречь время?», «Положение о почётной медали» и другие работы. Экскурсии здесь проводятся по предварительной записи (телефон 8-922-102-06-87).
Биеннале за пределами Свердловской области
Уральская биеннале в этом году вышла и за пределы Свердловской области. Так, в челябинском городе Сатка во дворе по улице Индустриальной появился паблик-арт объект «До последнего камня» Якопо Мандича. Скульптура из камня (магнезит и доломит) представляет кусок земной коры в виде блока неправильной формы, от поверхности которого террасами вглубь уходит воронка, которая напоминает о карьере, где этот камень был добыт. Вынутый блок породы, глубиной 40 см, расколот на отдельные кусочки, которые снова уложены в чашу «карьера». Во время биеннале публике предлагается взять кусочек магнезита: просто унести с собой или сделать с ним что-то, согласно напечатанной инструкции.
В самом Челябинске в галерее современного искусства «ОкNо» Александр Данилов создал проект «Белый. Черный. Красный. Золотой». Художник возвращает дискурс о «русском мире», остро волнующий сегодня наше общество, к реально существующим архетипам русской культуры, сформировавшим русский менталитет, ничего общего не имеющим с навязываемыми медийной пропагандой «мемами». Это необыкновенно гармоничный и полный поэзии утонченный мир, качества которого хорошо было бы поднять из глубин нашей культурной памяти и мобилизовать в себе.
В той же галерее сообщество «Архитектура1о1» в проекте «TheMatchboxSpaceInvasion» визуализирует пространства обыденного. В основе их исследования лежат описания Жорема Перека из новеллы «Просто пространства». Художники представляют 52 пространства, помещая их в спичечные коробки. Возникает интересный эффект: уменьшение масштаба пространства, где мы совершаем обыденные действия, обычно никак их не отмечая для себя, заставляет нас вглядываться, находить интересное. В этом процессе узнавания, разглядывания художники используют различные техники и материалы: от традиционного коллажа и книги-гармошки до замысловатых объектов и инсталляций.
Также ряд проектов представлен в галереях Перми. В лаборатории современного искусства «Дом Грузчика» (ул. Толмачева 11 / Монастырская 171) до 4 октября представлена выставка «Карта и территория». Название отсылает нас к одноименному роману Мишеля Уэльбека, и в то же время, наводит на конфликт реального объекта и его знакового образа. Отправной точкой освоения пространства выставки стал завод, как объект индустриального наследия на карте Урала. Старые кирпичи, чертежи промышленных устройств, фотографии заводов и прочие «найденные объекты» стали материалом для создания арт-объектов.
Также в «Доме грузчиков» до 9 октября параллельно осуществляется проект «Миграция искусства». В это время на карте города Перми сойдутся три точки, образующие равносторонний треугольник. В течение месяца по периметру треугольника начнут появляться стрит-арт объекты трех резидентов лаборатории «Дома Грузчика». Результатом проекта станет своеобразная «разметка территории», которая реорганизует и уплотнит художественное пространство вокруг «Дома Грузчика».
В Пермском музее советского наива (Комсомольский, 1) до середины октября будет работать выставка «И жизнь прожил, и жив ишо. Трибьют Б.У.Кашкину», посвященная известному всем уральцам художнику.
Ссылки по теме:
Чекисты, пыточные застенки и стахановцы: заброшенная типография в центре Екатеринбурга стала площадкой для ночного трэш-спектакля (ФОТО, ВИДЕО) >>>
У
бегающее время от Йоко Оно, взгляд на мир из канализационного люка и сотни работ от художников со всего света (ФОТО) >>>
Гигантские Шестерни итальянского художника – на Химмаше готовят площадку для III Индустриальной биеннале (ВИДЕО) >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2015, РИА «Новый День»