Протестным автопробегам прикажут долго жить Хотя Средний Урал и так в аутсайдерах по демаршам
Количество протестных автопробегов на Среднем Урале стремительно сокращается. Если в былые времена в течение года только в Екатеринбурге подобных мероприятий можно было насчитать более десятка, то сегодня город может похвастаться только одной акцией. В ближайшее время автопробегам в принципе прикажут долго жить – благодаря изменениям в законодательстве, подготовленным силовыми ведомствами.
Автопробеги приравняют к демонстрациям
Как передает корреспондент NDNews.ru, широкая общественность продолжает обсуждать поправки, разработанные МВД РФ и внесенные в Госдуму РФ относительно ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно тексту законопроекта, в пункт 4 закона предлагается внести изменения, уточнив определение демонстрации как «организованного публичного выражения общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации». Кроме того, поправки приравнивают возведение палаточных городков в общественных местах к пикетированию.
В пояснительной записке авторы инициативы сообщают, что при определенных условиях и обстоятельствах автопробеги могут выливаться в стихийные протесты и приводить к массовым беспорядкам. Поэтому принятие законопроекта позволит устранить правовую неопределенность, возникающую при организации публичных мероприятий в виде новых форм протестных акций.
На изменение законодательства власти решились после ряда демаршей в регионах, решив подстраховаться из-за вероятного роста протестной активности на фоне экономического кризиса. Согласно статистике МВД, в 2014 году в нескольких субъектах РФ были разбиты палаточные городки, а в 27 регионах прошло 126 автопробегов. В этих акциях приняли участие 4 тысячи человек, было задействовано 1,5 тысяч транспортных средств.
Средний Урал – среди аутсайдеров по автопробегам
Впрочем, несмотря на то, что автопробеги МВД намеревается приравнять к демонстрациям только сейчас, в последнее время заметных мероприятий подобного рода практически не проводится. Среди таковых можно назвать лишь недавние скандальные автопробеги байк-клуба «Ночные волки».
Свердловская область, между тем, вообще находится в аутсайдерах по пробегам. В этом году средствами массовой информации освещался лишь один массовый автопробег. Он прошел еще в апреле, участники требовали от областных властей справедливого финансирования ремонтных работ, используя старый лозунг «Плачу налоги, Куйвашев, где дороги?». До этого автопробег (также за качественные дороги) состоялся в Екатеринбурге в конце октября 2014 года. Еще пара-тройка протестных акций аналогичной направленности тогда прошла в других городах Среднего Урала. И на этом все.
Но если вспомнить, четыре-пять лет назад в регионе могло собраться несколько десятков автопробегов. При этом тематика была самая разнообразная: против повышения пошлин на ввозимые иномарки, против повышения стоимости бензина, против мигалок у чиновников и так далее. Наконец, проводились автопробеги против следственного и судейского беспредела – как, например, в случае с делом «уральских мятежников».
Справедливости ради нужно отметить, что автопробеги сейчас на Среднем Урале все-таки проводятся, только они не носят протестного характера. Согласно информации из открытых источников, в регионе в этом году, например, прошел автопробег в поддержку молочной продукции отечественного производства «Дорогу молоку!». Или еще автопробег по городам Свердловской области от благотворительного фонда «Улыбка Детства». Наконец, прошел незамеченным автопробег «Социальные тренды золотого возраста» по маршруту Камышлов – Ирбит – Туринск.
Избирательность правосудия
Опрошенные NDNews.ru автомобильные эксперты и правозащитники считают, что предполагаемые изменения в закон о митингах будут применяться избирательно – в зависимости от темы автопробега. Скорее всего, если он носит исключительно позитивный характер, поддерживается властными структурами, то его разрешат. Если же с заявкой на разрешение демарша придут оппозиционные граждане, им, с большой вероятностью, откажут.
В заключение следует добавить, что последние поправки в закон о митингах и демонстрациях существенно увеличили штрафы за нарушение закона. Максимальный штраф за его несоблюдение для граждан сегодня составляет 300 тысяч рублей, для юридических лиц – 1 млн руб. Создание препятствий движению транспорта и пешеходов карается штрафом для граждан в размере 50 тысяч рублей, для юрлиц – 500 тысяч рублей. При этом закон о митингах также предполагает наказание в виде обязательных работ и прочие жесткие меры административного воздействия.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2015, РИА «Новый День»