От кого фонд капремонта скрывает конкурсную документацию (ФОТО) Через таинственных подрядчиков утекают десятки миллионов, выплаченных свердловчанами
Фонд капитального ремонта Свердловской области в очередной раз угодил в скандал. О коррупционной схеме рассказал один из многочисленных субподрядчиков, который никак не может добиться денег за ремонт дома в центре Екатеринбурга – ни от самого фонда, ни от фирм-«прокладок», через которые проходят сотни миллионов рублей. Только при работах на одном доме, о котором рассказал строитель, куда-то «исчезли» 10 миллионов рублей, а всего в этом году ремонтируют порядка 1000 домов во всей Свердловской области, и сколько денег может «утечь», неизвестно.
Как передает корреспондент NDNews.ru, о том, что программа капремонтов в Свердловской области дала сбой, знают уже все – многочисленные проверки надзорных ведомств и общественных организаций показали, что в этом году из почти тысячи домов сделаны меньше 10. То есть меньше 1%. При этом граждан все равно продолжают призывают платить. Но гарантий того, что деньги не улетят в трубу, по-прежнему нет. Весной этого года свердловский министр ЖКХ и энергетики Николай Смирнов заявлял: «Веским аргументом для граждан, которые не хотят платить, станет выполнение государством своих обещаний: уже нынешним летом люди увидят, что в части домов начался капремонт». Но сейчас, очевидно, этот аргумент не особо вдохновляет на платежную дисциплину – ремонты действительно начаты повсеместно, но вот закончить их удалось мало где.
Одна из основных причин срыва сроков или проведения некачественных работ, скорее всего, кроется в непрофессионализме т.н. строителей, которые подрядились на выполнение работ. Вышеупомянутый чиновник в том же интервью заявлял, что хоть при отборе исполнителей и не действует привычное законодательство, как на госзакупках (поскольку работы проводятся на деньги собственников жилья, т.е. обычных граждан, а не на казенные средства, – прим. NDNews.ru), «порядок отбора подрядных организаций максимально приближен к 44-ФЗ».
«Сейчас в проекте 12 критериев отбора подрядной организации. Цена – только один из них, и, хочу подчеркнуть, не самый важный. Основные – опыт работы компании, наличие квалифицированного персонала, специальной техники и так далее. Выбор организации идет в автоматическом режиме, и никто не может на него повлиять: анализирует данные и выносит решение машина. Коррупция при таком подходе исключена», – обещал министр.
Но на деле, получилось, похоже, совсем не так. Иначе как бы подряд на 80 домов получила строительная организация, в штате которой, как утверждают представители рынка, всего лишь пара человек – директор и бухгалтер? Речь идет о компании под названием «Юнистрой». О ее деятельности стало широко известно после откровений суб-субподрядчика Глеба Нестеркина. Он и его бригада выполняют работы по капремонту в доме на улице Сакко и Ванцетти, 58, в Екатеринбурге.
Нестеркину пришлось вложить собственные деньги в закупку некоторых материалов и вести работы фактически бесплатно. Ведь глава фонда капремонта Александр Караваев неоднократно подчеркивал со строгостью в голосе, что платить подрядчикам будут только после того, как все работы будут приняты тремя сторонами – жильцами дома, управляющей компанией и фондом. Однако фирма Нестеркина, нанятая субподрячиком «Эркер», которого, в свою очередь, нанял «Юнистрой», должна была по договору со своими заказчиками получать деньги раз в две недели. Работы они начали в августе, успели за это время поменять часть теплосетей и покрасить фасад здания.
Кроме того, как рассказал нашему агентству строитель, работать приходилось, руководствуясь лишь дефектной ведомостью (перечень того, что устарело, сломалось, требует замены) и сметой (перечень того, что надо купить, например, 100 метров труб). «У них даже проекта нет – как хочешь, так и клади трубу, хочешь – вдоль, а хочешь – поперек. В проекте все прописывается до мельчайших деталей, включая, например, уровень, на котором крепятся открывающие устройства у форточек», – рассказал Глеб Нестеркин.
По словам работников, на место неоднократно выезжал представитель фонда – нанятый куратор, который должен подписывать акт приема со стороны регионального оператора, однако, несмотря на то, что придирок у него не было, делать этого он не стал. «В середине октября куратор от фонда принимал опрессовку и объемы по фасаду. Но у него есть задание от фонда – не подписывать акты. А ему ведь фонд платит. Там ему и сказали, мол, проверять – проверяй, смотреть – смотри, а подписывать не надо», – пояснил NDNews.ru Глеб Нестеркин.
Он отметил, что в результате бригада оказалась в патовой ситуации – денег на закупку материалов и зарплату работникам нет, поэтому продолжить работы невозможно – в доме еще не заменены стояки. Однако срок сдачи работ – 20 ноября. Но из-за неоплаты вышестоящими подрядчиками фирма не может довести дело до конца, поэтому, вероятно, после 20 ноября подрядчику предъявят неустойку. «А, может, вообще откажутся от наших услуг, ничего не оплатив, – заметил собеседник агентства. – Мы уже месяц ходим и просим деньги – в «Эркер», в «Юнистрой», в фонд, но нам говорят, что оплачивать не будут, и отправляют в суд».
Конечно, можно сказать, что в такую ситуацию субсубподрядчики загнали себя сами, да и вся ситуация – спор трех хозяйствующих субъектов, который не должен быть интересен рядовым гражданам. Если бы не пара «но». Во-первых, из-за невыверенной схемы оплаты труда без отопления и с незаконченным ремонтом могут остаться жители указанного дома. Во-вторых, как же фонд вообще допустил к конкурсу фирму, у которой нет своего оборудования, специалистов и материалов для проведения столь серьезной работы как капремонт? Почему заказ отдали фирме, которая наняла субподрядчика, а те, в свою очередь, наняли еще одну стороннюю бригаду?
Вероятно, всё дело в деньгах. В этом году в доме на Сакко и Ванцетти, 58, должны были провести масштабную работу – ремонт подвала, кровли, фасада, фундамента, систем тепло- и электроснабжения, систем ГВС и ХВС, а также водоотведения. И это не считая включенных в смету работ по разработке проектной документации и оплате услуг контролера. Того самого, который, по словам Нестеркина, не хочет принимать сделанные работы, потому что ему якобы платит фонд. Выходит, что за деньги жителей он ставит выполнение дальнейшего капремонта под угрозу.
Он также озвучил суммы, которые ему должны были выплатить. «Мне мои подрядчики сказали, что мы получим 64% от 8,5 млн рублей – такой якобы была смета. Но тут я узнал, что на дом в целом заложено 15 млн рублей», – сказал представитель субподрядчика.
Выходит, по словам мужчины, что фирма Нестеркина должна получить порядка 5,5 млн рублей. Куда деваются еще почти 10 млн (6,5 млн рублей + 3,06 млн рублей), неясно.
При этом строитель рассказал, что перед всеми конечными исполнителями накапливается задолженность. «Таких подрядчиков у Караваева несколько», – отметил Нестеркин.
При этом, как передает корреспондент NDNews.ru, Фонд капремонта открытости в вопросах информации о генподрядчиках не проявляет. В отличие от официальных сайтов других региональных операторов, контора Караваева позволяет себе не публиковать данные о проведенных конкурсах. На официальном портале организации есть вкладка «Конкурсы (закупки)», однако все, что в ней можно найти, – это запросы котировок на покупку оргтехники и бумаги для нужд сотрудников фонда и конкурсы на проведение проектных работ, но уже в 2016 году.
Данные о техзаданиях, условиях и лотах, разыгранных на 2015-й, полностью отсутствуют. Причина довольно проста – законодатель разрешил. «Мы не обязаны выкладывать эту информацию на сайте, и при переходе на новую версию мы решили, что так будет проще и удобнее», – объяснила NDNews.ru пресс-секретарь фонда Анна Калюш.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Семен Саливанчук
© 2015, РИА «Новый День»