Давид Гайдт: «Мы попали в десятку с производством СПГ и Газпром нас поддержал»
Генеральный директор «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт сегодня выступил перед журналистами. Он рассказал о перспективах снижения налогов для автомобилистов, выбирающих СПГ в качестве топлива, о «беспроводной» газификации новых территорий в Свердловской области, о том, как скажется введение платы за проезд по федеральным дорогам большетонников, и о том, как уральские газовики «попали в десятку».
Сегодня в Екатеринбурге глава компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт дал большую пресс-конференцию. Он рассказал об итогах подготовки объектов т.н. единой системы газоснабжения к работе зимой. Как известно, именно на зиму приходятся периоды пиковых нагрузок. По словам Давида Гайдта, к ним удалось подготовиться – работа шла с мая по октябрь. От того, насколько качественно проводится подготовка всех систем, зависит тепло в домах 12 млн жителей Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. «Последние 5-10 лет у нас всегда составляются планы по вхождению в зиму и по прохождению пиковых нагрузок. Во всем Газпроме есть 17 специальных комплексов, когда останавливаются месторождения и транспортировка газа, и одновременно все трансгазы проводят подготовительные работы. Мы участвуем в 5 комплексах из 17», – сказал глава екатеринбургской компании.
По его словам, в этом году были несколько повышены и меры безопасности на объектах «Газпром трансгаз Екатеринбург». «Конечно, нельзя поставить охранника на каждый метр трубы. Но мы усиливаем облеты и объезды, патрули, включая линейные объекты, – сказал Давид Давидович. – Подчеркну, что мы готовы ликвидировать любую аварию в течение суток».
Впрочем, газовикам не всегда удается быстро подобраться к своему имуществу – трубы, по которым идет газ, нередко находятся на частной территории, и владельцы земельных участков начинают препятствовать тем, кто пытается провести ремонт. «Там, где мало земель сельхозназначения, там спокойно. Это Свердловская, Челябинская и Курганская области. А вот в Оренбуржье таких земель куда больше. Мы, бывает, по году согласовываем заход на землю, чтобы начать ремонт. Хотя есть закон, который владельца земли обязывает не чинить нам препоны. Мы готовы компенсировать затраты и убытки, которые может понести владелец земли. Мы, например, обязаны провести рекультивацию – вплоть до биологической, – напомнил Давид Гайдт. – Но некоторые собственники считают, что можно ничего не делать, а просто подождать, когда придут газовики – и за них все сделают. Бывали случаи, когда за одну ямку у нас просили до 1,5 млн рублей. С такими, конечно, надо бодаться. Например, сейчас мы даже обратились в суд на предмет принуждения владельца земли для допуска нас на место ремонта – там, кстати, 47 дефектов. Но сколько этот суд еще длиться будет?».
Рассказал глава уральских газовиков и об использовании сжиженного природного газа. Самый известный пример – Староуткинск, где еще в 2011 году был установлен комплекс, позволивший газифицировать поселок, но при этом не тянуть туда газопровод. По словам Давида Гайдта, в Свердловской области есть 150 перспективных территорий, где работу можно наладить по той же схеме – установить комплекс по разжижению газа и подвозить СПГ автотранспортом. Однако, для этого требуются инвестиции – либо от тех, кто продает газ, чтобы увеличить прибыли за счет новых покупателей, либо от бюджетов самих территорий или региона, поскольку это все же социальные, а не коммерческие объекты. Пока же сельская местность газифицирована всего на 17%.
Напомним, что именно екатеринбургские газовики первыми в России придумали использовать перепады давления в газораспределительных сетях, чтобы сжижать газ. «На наших ГРС на входе больше давление магистральное – 50 атмосфер, а на выходе всего 6 атмосфер. В нормальном режиме энергия, которая запасена в газе, расходуется и уходит в воздух, а мы ее собрали, саккумулировали, и за счет этой энергии получили холод, которым охладили газ и получили его в жидком виде», – напомнил принцип получения СПГ Давид Гайдт.
К слову, для потребителей такой газ обходится равно в ту же цену, что и доставленный обычным способом. Как пояснил Давид Гайдт, не повлияет на тариф даже введение новых платежных обязанностей для большетонных автомобилей. СПГ перевозят, в основном, транспортом, масса которого куда больше 12 тонн (разрешенная для бесплатного проезда масса). А, например, в тот же Староуткинск ведет как раз трасса федерального значения. «На тарифах не скажется, а на наших расходах – скажется. Нельзя сказать, что это убытки, это повышенные расходы. На каждом кубометре мы несем расходы почти 4 рубля, а с введением этой платы будет тратить 4 рубля и 20 копеек. Есть закон, есть порядок – куда и что относить. Сама эта деятельность для меня, как для коммерсанта была бы убыточной. Но мы находимся в большой системе Газпрома. И когда мы транспортируем 80 млрд, то эти 10 млн, которые будет брать Старая Утка, не будут так существенны. Для Газпрома эти деньги раньше бы оседали в прибыли, то теперь эта прибыль будет чуть меньше», – подчеркнул Давид Давидович.
Кроме того, СПГ дает фору другим видам топлива, когда речь заходит о хранении обязательных запасов резервов. «Есть закон, что все, кто оказывает услуги теплоснабжения, обязаны иметь резервное топливо. И для маленьких котельных, например, это тяжело. Нужно закладывать расходы на резервное топливо в стоимость гигакалории, а СПГ позволяет избежать этого, хранить его значительно дешевле», – отметил Давид Гайдт.
Также СПГ используется и в качестве топлива для транспорта. Причем не только автомобильного. «Нас по этой теме в Газпроме услышали, приняли нашу идеологию и концепцию, и сейчас готовится большая программа. Но надо готовить потребителей – железнодорожников, речников. Например, на Свердловской железной дороге есть уже два маневровых тепловоза на сжиженном природном газу, надо, чтобы Свердловская дорога переходила полностью на СПГ. Завод по производству локомотивов в Верхней Пышме, кстати, планирует сделать тепловоз на газу. Ну и дальше надо двигаться – к речникам», – сказал Давид Гайдт.
Он также подчеркнул, что в настоящее время прорабатывается проект сети заправочных станций, где автомобилисты, пользующиеся СПГ, смогли бы покупать топливо как на обычных АЗС. Перспективы у проекта велики – в настоящее время его обсуждают не только в России, но и, например, в Чехии и Германии, а также в Казахстане, Китае, по новому Шелковому пути. «Это крупный международный проект, который больше ориентирован на многотоннажных перевозчиков. А у нас на СПГ в качестве пилотного проекта уже порядка 10 таких машин ездят. Не так быстро, как хотелось бы, но это все движется», – отметил Давид Гайдт.
Добавим, что для того, чтобы стимулировать владельцев машин на переход на СПГ, в некоторых регионах идут переговоры об отмене транспортного налога для тех, кто использует именно такой вид топлива. «Но ситуация с бюджетами в территориях сейчас сложна, потому мы эту тему не особо поднимаем. Хотя для владельцев машин, особенно – большетонников это было бы большим облегчением», – сказал глава «Газпром трансгаз Екатеринбург».
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2015, РИА «Новый День»