В Екатеринбурге впервые за долгие годы поставили МакДонаха: в ТЮЗе героев «Сиротливого запада» вернули в детство (ФОТО)
Театр юного зрителя решил восполнить пробел театрального Екатеринбурга и впервые за долгие годы поставил в Екатеринбурге МакДонаха: на новой сцене уже завтра, 1 декабря, покажут спектакль по одной из самых известных пьес драматурга – «Сиротливый запад». Привыкшим к МакДонаху в мрачно-ирландском исполнении стоит забыть все, что они видели: МакДонах здесь совсем другой. Братья Конноры словно впали в детство, священник Уэлш выступает в роли футбольного рефери, а действие порой похоже на фарс. Спектакль поставили в рамках проекта «Театр за бетонной стеной» и детям на него вход воспрещен. Фоторепортаж – в материале NDNews.ru.
Спектакли по пьесам Мартина МакДонаха, пользующиеся популярностью в Европе, Америке и России, в Екатеринбурге до сегодняшнего дня почти не представлены. На данный момент в городе идет лишь «Однорукий из Спокана» и «Человек-подушка» в театре «Волхонка», ранее своего «Человека-подушку» ставил еще и ТЮЗ, но спектакль уже снят с репертуара. И вот Театр юного зрителя решил вновь взяться за творчество английского драматурга ирландского происходжения, который пишет про Ирландию так, будто действие может происходить и в России.
Режиссер Семен Серзин, известный в Екатеринбурге по постановке скандального спектакля «СашБаш: Свердловск – Ленинград и назад», выбрал для ТЮЗа пьесу «Сиротливый запад». Действие разворачивается в маленьком городке под названием Линэн в ирландском графстве Голуэй. Братья Конноры связаны не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной смерти отца. Священник по имени Уэлш пытается помирить враждующих, но его старания оборачиваются трагедией.
Как правило, пьесы МакДонаха принято ставить в мрачной манере, передавая хмурость и непроглядность ирландской провинции, грубость местных жителей. Например, так ставит пермский театр «У моста», знакомый многим екатеринбуржцам по фестивалям и гастролям. Но перед походом на премьеру в ТЮЗ все увиденное нужно забыть. МакДонах здесь совершенно другой – скорее, комичный, нежели полный трагизма, мрака и ужаса.
Братья Конноры – не только 40-летние мужики, но и дети-переростки. Да, они научились хлебать самогон литрами, но по-прежнему ругаются из-за чипсов, передразнивают друг друга и носятся по сцене как в детсаду, кажется, сейчас кто-то начнет кричать «бе-бе-бе». Священник Уэлш выступает между ними рефери, везде носит футбольный мяч и свисток и пытается разнять братьев – как нянька.
А торгующая самогоном и влюбленная в Уэлша Гёрлин смахивает на школьницу, сбежавшую из фрик-шоу. И все это вместе не вызывает отторжения, а позволяет по-другому посмотреть на знакомую всем трагедию – через призму смеха.
«Мы не ставили цели делать фарс или бытовуху. Отношения двух братьев здесь – это и смешно, и страшно, и мы хотели это передать. Братья Конноры не вылезли из детства. Людям по 40 лет, они ссорятся из-за чипсов – ну ведь это не для взрослых. И до смерти отца, которая случается до начала пьесы, явно отношения выстраивались так же. Он отец, они нигде не работают, ничем не занимаются – словом, не выросли», – рассказал NDNews.ru режиссер Семен Серзин.
Как нельзя лучше идею застрявших в детстве Конноров передает сценография, созданная художником Александрой Микляевой. На сцене – нагромождения шкафов, столов, стульев, кроватей и еще бог весть чего. И Вален Коннор все тащит и тащит в дом новые предметы. По словам Александры, она хотела создать такую клетку с хламом – багажом из прошлого.
«Пока они от этого не избавятся, они не избавятся от прошлого, не уйдут из детства», – говорит художник.
При этом детей на спектакль не пустят, хоть и поставлен он в театре для детей и подростков. Маркировка у «Сиротливого запада» 16+. На такой ход позволяет пойти то, что постановка создана в рамках проекта «Театр за бетонной стеной», который появился в 2002 году для представления спектаклей по современной драматургии – полемичных и провокационных. На какое-то время проект приостанавливался, но с приходом в театр нового главного режиссера Ильи Ротенберга получил новую жизнь. Только с начала года им были поставлены спектакли «Класс Бенто Бончева» и «Земля Эльзы». А после МакДонаха начнется работа над новыми проектами, в том числе будет больше экспериментальных лабораторий для молодежи.
Добавим, что премьерные показы «Сиротливого запада» пройдут на Малой сцене 1 и 9 декабря в 18:30. Вход – 500 рублей.
Ссылка по теме:
В ТЮЗе поставили фантазии на провинциальные темы «Земля Эльзы» >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
© 2015, РИА «Новый День»