Годовщина «черного вторника»: новые антирекорды рубля, галоп цен и где кончается терпение у русского народа (ФОТО, ВИДЕО) Хроники кризисного года
Год назад, в ночь на 16 декабря, Центробанк взвинтил ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта – до 17%. «Черный вторник», как прозвали этот день, запомнился бешеным скачком валюты вплоть до 100 рублей за евро, на что соцсети отреагировали валом демотиваторов и «евростишков». Ключевая ставка с тех пор практически откатилась назад, чего не скажешь о курсе валют. Символично, что «годовщина» валютного кризиса пришлась на очередной обвал рубля, картину на валютном рынке уже сравнивают с 1998 годом. NDNews.ru решил вспомнить, какие прогнозы давали эксперты, что они говорят сейчас, и как на это реагирует население.
Как начинался кризис
Скачкообразное падение отечественной валюты началось за полгода до взвинчивания ключевой ставки – Центробанк, собственно, и обосновывал ставку в 17 % как меру по сдерживанию обвала рубля. И даже наблюдая за тем, что происходит, и, соглашаясь, что такая мера слегка неадекватна, в ЦБ продолжили твердить, что все было сделано верно. Весь этот год эксперты заявляли о падении рубля до очередной «психологической отметки»: 50 рублей за доллар, 55, 60…
Конечно, падение нацвалюты связано, в том числе, со стоимостью нефти. И в этом плане эксперты несколько раз «промахнулись». Летом 2014 года директор замминистра финансов Максим Орешкин высказал опасение, что стоимость барреля к концу года упадет до $90-95. Прогадал примерно на треть: к декабрю 2014 нефть стоила 63 доллара за баррель. Впрочем, и эта цифра в нынешних условиях кажется невероятной – в понедельник нефть рухнула ниже 37 долларов. С оптимистичными прогнозами уже завязали даже федеральные чиновники. Так, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что в 2016 году цена на нефть в отдельные периоды может опускаться до $30 за баррель, и посоветовал готовиться к непростым временам. Помощник президента РФ Андрей Белоусов считает, что стоимость нефти ниже 40 долларов может сохраняться достаточно долго.
Впрочем, нефть – не единственная причина. 2015 год в целом прошел под знаком валютной паники. В момент взвинчивания ключевой ставки банки буквально сходили с ума, ежечасно меняя курс, который местами доходил до 100 рублей за евро. Весь год биржа напоминала качели. А в середине ноября этого года первый заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин заявил, что в декабре никаких потрясений не будет. Прошел всего месяц – и американская валюта стоит за 70 рублей (максимум с 1998 года!), евро тянется к 80, множатся слухи об усилении кризиса, а Минфин России комментирует реальность доллара по 100 рублей.
До осени прошлого года евро и доллар держались в районе 40-30 рублей
Смешные евростихи и несмешные цены
Стремительное падение рубля во второй половине 2014 года породило в Рунете новый фольклорный жанр – евростихи, который и по сей день не теряет актуальности. Когда обвал рубля стал катастрофическим (за двое суток с 15 по 17 декабря 2014 года отечественная валюта обесценилась на 10 %), соцсети разразились демотиваторами и шутками вроде «заварил чай пять рублей тому назад». Впрочем, тогда смех у россиян больше был нервный, а у кого-то – даже истерический.
Евростихи 15 декабря 2015 года
Реакция населения на валютный кризис во многом была удивительной. Люди штурмовали обменники, скупая евро по трехзначной цене, не представляя, что делать с валютой дальше. Ближе к новому 2015 году в магазинах бытовой техники начался потребительский бум – граждане покупали телевизоры, холодильники, телефоны, иногда по несколько штук, пытаясь таким способом сохранить свои сбережения. Спустя месяц на сайтах частных объявлений началась массовая распродажа абсолютно новых товаров, в некоторых случаях с гигантской скидкой.
Но в полной мере жители России ощутили кризис, когда в магазинах начались скачки цен на продукты питания. В октябре NDNews.ru проводил сравнительный анализ цен в торговых сетях и выяснил, что за год стоимость отдельных продуктов выросла на 50-70%. При этом реальные доходы населения Свердловской области по самым оптимистичным оценкам упали на 7%.
К концу 2015 года Средний Урал вошел в экономический штопор. По данным госинспекции труда, за 11 месяцев общий объем задолженности по зарплате на свердловских предприятиях достиг 573 миллионов рублей. В муниципалитетах крупные предприятия из-за нехватки заказов начали массово сокращать работников или, как более мягкий вариант, урезать рабочую неделю. Как следствие – в небольших городах существенно выросла безработица, к примеру, так случилось в Асбесте. Удивительно в этой ситуации то, что в свердловском правительстве до сих пор стесняются произносить слово «кризис» вслух, предпочитая называть все происходящее «новой экономической реальностью».
Провал ипотеки и закат эпохи потребления
Поднятие ключевой ставки ЦБ до 17 %, казалось бы, практически похоронило ипотечный рынок и потребительское кредитование в России. Но самые худшие прогнозы не сбылись, во многом благодаря оперативной господдержке ипотечных программ на первичное жилье. К концу года банкиры констатировали, что спрос на ипотеку рухнул в два раза, но не исчез. Изменилось разве что поведение заемщика – теперь люди предпочитают растягивать срок кредита, чтобы уменьшить сумму ежемесячного взноса.
Ситуация с ключевой ставкой отразилась не только на бирже, но и в работе банков, но здесь предсказания экспертов оказались точнее. Как только ЦБ повысил свою ставку, кредитные организации тут же взвинтили собственные. Причем и по кредитам, и по депозитам. В начале этого года банки задрали ставки по вкладам, но аналитики предсказали скорое снижение – прогноз начал сбываться к марту, и сейчас процент по депозитам откатился до уровня осени прошлого года. С займами такого понижения не произошло. Для сравнения: средневзвешенная ставка по кредитам до года в декабре 2014 составляла 25,03%, к октябрю этого года она даже чуть выше. Что касается прогнозов – в марте прошлого года эксперты говорили, что ожидать падения ставки не стоит. «Банки аккуратно раздают кредиты, ждут качественных заемщиков. Но ставка пока опускаться не будет», – прокомментировал сегодня личный брокер БД «Открытие» Григорий Вахитов.
Прогнозы на будущее: доллар за 168 рублей и поиски терпения у населения
Что будет дальше с валютой и ценами, никто не знает. Эксперты во мнениях расходятся полярно. В Минфине, например, считают, что нет причин для паники, как и причин для резкого роста валюты, экономика к низким ценам на нефть адаптировалась. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина вообще, кажется, проблем с курсом доллара не видит – по ее мнению, население больше волнует инфляция, чем стоимость рубля. Аналитики американского инвестбанка Bank of America Merrill Lynch (BofA), по данным РБК допускают обвал российской валюты до 168 руб. А вот экономисты датского Saxo Bank, напротив, в своей традиционной десятке «шокирующих предсказаний» на 2016 год прогнозируют рост цен на нефть до 100$ за баррель и укрепление рубля на 20 %. Кто из иностранных специалистов окажется прав – рассудит только время.
«Есть много апокалиптичных прогнозов – и по 100, и по 150 рублей за доллар при нефти по 16. Есть прогнозы на 45 рублей на конец года. Очень трудно прогнозировать, биржевая цена имеет разные скачки. Уже понятно, что мы входим в новый год с низкими ценами на нефть и низким рублем. Возможно, цена на нефть будет расти, но очень медленно. Если называть рамки: к февралю доллар, может, на 61 рубль будет, евро 71-72», – прокомментировал Григорий Вахитов.
А главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клещев на недавнем круглом столе для акционеров и инвесторов банка заявил, что экономика страны буквально нуждается в дальнейшем ослаблении нацвалюты. Согласно его прогнозу, рубль завышен в сравнении со стоимостью нефти, что приводит к появлению выпадающих бюджетных доходов. «Есть три возможности для балансировки бюджета: либо ослабить рубль, либо восстановить цены на нефть, либо тратить резервы», – считает банкир. Понятно, что резервы небезграничны, а цены на нефть по взмаху волшебной палочки не корректируются.
У населения, тем временем, есть свое мнение о произошедших событиях и кризисе. И здесь тоже мнения разделились – кто-то отмечает, что все плохо, конечно, но жить можно. Другие прямо говорят – в магазины ходить страшно, но «русский народ все стерпит». Что думают горожане о кризисе и его последствиях – смотрите на видео NDNews.ru.
Екатеринбург, Светлана Загороднева, Валентина Ярославцева
© 2015, РИА «Новый День»