AMP18+

Екатеринбург

/

Новый год 100 лет назад в Екатеринбурге: светские клубы, гулянья на пруду и благотворительность для беженцев (ФОТО)

На пороге 2016 года NDNews.ru решил выяснить как встречали Новый год екатеринбуржцы 100 лет назад. Конец 1915 года из-за продолжавшейся Первой мировой войны был непростым по всей России, но, несмотря на это, в Екатеринбурге в течение недели гуляли на пруду, ходили в гости, посещали светские рауты в клубах и театрах. Также горожане устроили десятки благотворительных мероприятий – чтобы помочь сиротам и вдовам солдат, а также раненым воинам.

Чтобы понять чем жил Екатеринбург 25-31 декабря 1915 года, NDNews.ru изучил в библиотеке Белинского подшивку ежедневной местной газеты «Зауральский край», в которой публиковались объявления, анонсы, местные хроники и отчеты о мероприятиях. А также книгу «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX – XX веков» Владимира Микитюка и Ольги Яхно, в которой говорится о быте города. Оказалось, что несмотря на войну, рождественско-новогодние недели в Екатеринбурге проводили довольно бурно.

Война, кризис продовольствия и отсутствие елок

В начале XX века Новый год был лишь одним из праздников, который относился к рождественской неделе, поэтому гулянья начинались 25 декабря – в Рождество по старому стилю – и продолжались, по свидетельствам современников, первую неделю января. В 1915 году еще продолжалась Первая мировая война, на которую ушло немало солдат из Екатеринбурга, поэтому на первый взгляд газеты того периода выглядели мрачно. Даже в рождественских и новогодних номерах первую полосу после полосы объявлений занимали сводки с фронтов, рассказы беженцев, указы.

Также к концу 1915 года стал ощущаться и экономический кризис. Судя по публикациям в ежедневной екатеринбургской газете «Зауральский край», ближе к Новому году стала очевидной нехватка продовольствия.

«Наступил момент вступления в потребительныя общество, ибо времена теперь тяжкие даже для зажиточных семейств. Цены на все продукты сильно поднялись, а между тем люди, живущие месячным жалованием, остались при прежних окладах», – говорится в статье под названием «Кооперация потребителей» в одном из номеров газеты в конце декабря 1915 года. – Некоторых продуктов почти совсем нельзя достать, ибо помимо нехватки вагонов торговцы мало заботятся об их запасах, раз прибыль на них ограничена таксой и мала. …Фальсификация и обвес достигли невероятных размеров и откровенности. Некоторые известные столичные фирмы продают ветчину с кожей. Если бы щетина не была опалена у окороков, то продавали бы с щетиной.

Обхождение с покупателем стало в большинстве лавок и магазинов необычайно грубым. Лавочник теперь не продает, а думает, что делает благодеяние покупателям, сбывая им товар по принципу: «Не обманешь, не продашь».

Однако Рождество и Новый год все равно отмечал и низший класс, и светское общество. В эти недели принято было принимать гостей и накрывать стол из лучших блюд и угощений. Понимая это, продуктовые лавки зазывали объявлениями о новых поставках: сельди королевские, двинская малосольная семга и прочие разносолы, икра, консервы, а также сушеная вишня – все оптом и в розницу.

Кроме продуктов, не хватало в 1915 году и елок. Причины в газете не указываются, но корреспонденты сетуют, что елок было мало, они были дорогими и не всегда хорошими.

Гуляния на городском пруду, катания на санках и с горок – для низшего класса

Традиционным зимним развлечением в Екатеринбурге начала ХХ века было катание на санях, с гор и разные аттракционы на пруду. Как пишут авторы книги «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIXXX веков» Владимир Микитюк и Ольга Яхно, в последнюю неделю декабря и первую неделю января городской пруд вообще редко пустовал – здесь устраивали развлечения для «низшего класса населения»: ледяные горы, карусели, балаганы и прочие, не связанные с христианством забавы. Там же выступали «петрушки», фокусники. Многолюдные гуляния продолжались с утра и до наступления темноты.

В праздничные дни находилось время и для святочных гаданий. Особенно этим увлекались незамужние девушки, которые толпами ходили по улицам, стучали в окна домов, чтобы спросить, как будут звать жениха. По словам свидетелей, стук в окна не прекращался, и это доводило мужчин до отчаяния, поскольку им приходилось десятки раз в день общаться с гадавшими.

Также в рождественскую неделю екатеринбуржцы очень много ходили в гости. Поэтому почти в каждом доме делали запасы продуктов и ежедневно накрывали богатый стол. Как пишут авторы книги, запасы провизии готовились заранее, но к концу праздников ее все равно не хватало. Как и алкоголя.

«На улицах города в первый же день Рождества наблюдалось множество пьяных, с трудом пробиравшихся домой», – свидетельствовали очевидцы того времени.

Отмена елок в церковных школах и службы в храмах

Главным праздником в начале ХХ века было все-таки Рождество, поэтому именно православным мероприятиям были посвящены многие объявления и заметки в газете «Зауральский край». Хотя традиции Рождества, как оно праздновалось ранее, в 1915 году уже были под угрозой. Так, судя по публикациям, в большинстве епархий духовными властями было сделано распоряжение, чтобы на рождественские праздники в духовно-учебных заведениях и церковно-приходских школах не устраивались елки, так как обычай этот заимствован у немцев. «Взамен елки надлежит устраивать древне-русское церковно-народное развлечение – шествие с вифлеемской звездой», – говорилось в заметке «Отмена елок».

Но службы в храмах никто не отменял. Они проводились неделю – с 25 по 31 декабря во всех храмах Екатеринбурга. Многие храмы, кстати, сохранились до сегодняшнего дня, либо были восстановлены в последние годы.

«В первый день Рождества Христова епископ Серафим совершитъ торжественное богослужение в Кафедральном соборе. Начало служения в 8 часов вечера. 26 декабря преосвященный совершитъ богослужение в Ново-Тихвинском Женском монастыре. 27 декабря епископ будет служить в Крестовой церкви. 28 декабря преосвященный совершить богослужение в Златоустовском храме и 29 декабря будет совершать богослужение в Екатерининском соборе», – говорилось в анонсах местной хроники газеты «Зауральский край» накануне Рождества.

Кроме богослужений епископ Серафим устраивал личные приемы «поздравителей» в Архиерейском доме. Интересно, что в 1915 году во время рождественских служб был организован «тарелочный сбор» средств в пользу Уральского отдела союза для борьбы с детской смертностью в России.

Рождество вне храмов: танцы, театры и светские завтраки

Если представители «низшего класса» в рождественскую неделю устраивали гуляния в основном на улице, то представители благородных сословий, градоначальники и элита предпочитали ходить на танцевальные вечера, в театры, устраивать званые ужины и балы.

Несколько лет в Екатеринбурге была традиция в первый день Рождества устраивать в Общественном собрании (ныне – здание Учебного театра ЕГТИ – прим. NDNews.ru) «завтрак по подписке и взаимные поздравления взамен визитов». Обычно там присутствовало более 100 человек, «в большом зале был сервирован легкий завтрак, во время которого произносились различные тосты», – говорится в заметке «Зауральского края». Известно, что в 1915 году среди гостей были уполномоченный по охране А. С. Нецветаев, городской глава А. Е. Обухов, многие гласные думы, представители разных казенных и общественных учреждений.

В Коммерческом собрании (ныне – Театр музыкальной комедии – прим. NDNews.ru) в Рождественскую неделю было очень плотное расписание. 26 декабря – семейный танцевальный вечер, 27 декабря – опера и концерт, 28 декабря – семейный вечер, 31 декабря – встреча Нового года. Также в праздничные дни представления в собрании давала драматическая труппа.

Всю рождественскую неделю городские театры давали праздничные представления, заранее публикуя в газетах репертуар, а в кинотеатрах шли новые программы фильмов. Например, городской театр антреприза Ив. П. Палиева (предшественник Оперного театра – прим. NDNews.ru) давал по два представления в день (в 12 и 20 часов), в праздничный репертуар попали оперы «Снегурочка», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Фауст», «Черевички», «Травиата» и многие другие. В театре «Лоранж» – сегодняшний «Колизей» – показывали «сенсацию момента прекрасного исполнения» «Иуда коронованный предатель Болгарии».

Как писали газеты ближе к Новому году, оперные спектакли прошли в театрах Екатеринбурга при полных аншлагах, порой даже приходилось ставить приставные стулья. Особую любовь зрителей сыскала опера «Евгений Онегин».

Благотворительность для солдат, вдов и сирот

Напомним, в 1915 году продолжалась война, и в Екатеринбург привозили много раненых солдат, сирот военных, приезжали целые солдатские семьи. Поэтому в рождественскую неделю прошло множество благотворительных елок и мероприятий, чтобы хоть как-то помочь пострадавшим от войны, дать им почувствовать праздник.

По сообщениям газеты «Зауральский край», Златоустовским женским кружком в первые дни рождественской недели устраивалась благотворительная елка для солдатских сирот, содержавшихся в яслях кружка. В железнодорожном лазарете станции Екатеринбург I комитет служащих устроил елку с раздачей подарков и сладостей для раненных воинов. А в помещении убежища общества Милосердие 30 декабря устраивали вечер Вифлеемской звезды.

Также на Рождество раздавали подарки детям беженцев, но елку для них проводить отказались «из санитарных соображений».

Учащиеся классов хорового пения при обществе трезвости давали концерты в лазаретах. Кроме того, в рождественские дни устраивались всевозможные лотереи, целью которых был сбор средств на покупку дров для семей погибших и раненных солдат.

«На елку у сирот»

Конечно, в гимназиях Екатеринбурга устраивались елки для учащихся и младших, и средних классов. Но куда интереснее было почитать о елке, которую устроили в доме для сирот имени С. А. Петрова. Автор заметки «На елку у сирот» очень трогательно описывает, как проходил праздник. Как и сегодня на Новый год, в 1915 году на Рождество наряжали елочку.

«Она торжественная, разукрашенная, стройная, зелено-серебряная, усеянная скромно-беленькими свечками стоит еще не вспыхнувшая огоньками», – пишет автор заметки.

Елку зажигали сами дети, которые приходили на праздник нарядными и со свечками. Утренник устраивали и для подростков, и для самых маленьких – 3-летних малышей-сирот. Дети готовили номера, пели песни, разыгрывали сценки, читали стихи и басни. После чего наступала самая главная часть праздника – раздача сладких подарков.

«Непринужденно, попросту устроились они с игрушками, пряниками и конфетками, рассыпались группами по всему залу – иные «таборы» прямо на полу, и видимо, хорошо чувствовали себя! Показывают один другому подарки, угощают сластями. А там составился большой хоровод, и с песнями и плясками завертелся по залу живой пестрый круг, – пишет автор, добавляя, что в хороводе кружатся и преподаватели, и заведующая домом. – Мне чудится в этой зале любовь к детям-сиротам – а она так нужна им – и искренняя забота о них», – пишет автор.

Новый год как завершение череды торжеств

Новый год в 1915 году, как и сегодня, считался больше семейным праздником. 1 января в Российской Империи был выходной день, поэтому гуляли допоздна. При желании можно было выйти в свет.

Например, в номере от 30 декабря Общественное собрание дает объявление о грандиозной встрече Нового года. 31 декабря с 9 часов в нынешнем Учебном театре давали два спектакля: комедию «Вспышка у домашнего очага» и оперетту «Граф Люксембургъ». После этого – в 12 пополуночи – собрание превращалось в кабаре с живой музыкой, столиками и новогодними угощениями. Программа называлась «Что-нибудь особенное». «Бронировать» столики нужно было заранее у буфетчика собрания, ужин на одну персону стоил 2 рубля 50 копеек, «остальное по желанию», – говорилось в объявлении.

В других светских клубах и обществах устраивались танцевальные вечера с ужином.

Церковь также отмечала Новый год. 31 декабря 1915 года с 6 часов вечера в Крестовой церкви епископ Серафим вел богослужение. А 1 января в архиерейских покоях принимал поздравления с праздником.

Реклама образца 1915 года

Рекламные объявления в газетах 1915 года в основном размещали медицинские учреждения, которые обещали излечить от недугов, продуктовые лавки, магазины женского платья. Также можно найти сообщения о вакансиях, съемных жилищах и прочем, что можно увидеть в прессе и сегодня.

В декабре к этой рекламе добавлялись и новогодние темы. Так, в «Зауральском крае» активно рекламировались календари на 1916 год от магазина братьев Агофуровыхъ, женские платья и жакеты из Франции, а также елочные игрушки – маски, полумаски, игрушки и так далее.

Также в предпраздничных и праздничных выпусках публиковались рождественские сказки, стихи на религиозные православные темы, миниатюры «Карнавал пошел». Правда, все это соседствовало на одной полосе со сводками с войны и записками беженцев.

Екатеринбург, Ольга Тарасова

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Россия, Новый год – 2016,