Средний Урал начинает подтверждать «протестные прогнозы» экспертов – активность граждан уходит в малые города
Средний Урал, очевидно, становится одним из основных очагов социальной напряженности на территории России. В традиционно политически «расслабленном» январе митинги уже успели пройти в Белоярском и Екатеринбурге, не утихает протестная активность и в Артемовском.
Жители региона недовольны как неспособностью властей решить коммунальные проблемы (отсутствие отопления в Белоярском, или развал системы ЖКХ в Артемовском), так и беспрецедентным политическим давлением со стороны региональной власти на муниципии (попытки продавить смену системы управления в том же Артемовском). Так что одними из основных требований митингующих на Среднем Урале являются – отставка как местного руководства, так и главы региона Евгения Куйвашева. Даже на прошедшем накануне митинге в Екатеринбурге, который был посвящен требованию возвращения так называемой Краснознаменной группы в центр уральской столицы, были замечены антигубернаторские лозунги и плакаты.
Стоит при этом отметить, что значительный рост протестной активности в Свердловской области прогнозируют и федеральные эксперты. Глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов, к примеру, предполагает два сценария развития событий.
По его мнению, многое зависит от того, станут ли очагом протеста политизированные территории, как, например, Екатеринбург и Новосибирск, или же там произойдет «спуск пара». Во втором случае в перспективе сложнее будет ситуация в регионах, где пар не выходит, как в конце 1980-х годов – тогда центрами забастовочной активности были территории современной Кемеровской области и Коми.
В свою очередь, в Центре экономических и политических реформ (ЦЭПР) при сравнении социологии протеста 2010-2012 годов и данных за 2014-2015 годы делают вывод: протестные настроения смещаются из центральных регионов на периферию. И вместо среднего класса на улицы выходят низовые социальные слои, по которым кризис ударил больнее. Также протестные настроения захватывают все больше социопрофессиональных групп.
При этом крупные города становятся потенциальными точками протеста, это подтверждает как социология, так и электоральная статистика, пишут авторы исследований. На губернаторских выборах 2015 года жители крупных городов стали лидерами по голосованию против кандидатуры губернатора от власти. В Иркутской области горожане переломили ситуацию в пользу коммуниста, в Амурской области чуть не создали ситуацию второго тура при голосовании против кандидата от ЕР.
Граждан волнуют чисто социальные вопросы: рост цен, сокращение зарплат, переход черты бедности. Ситуацию ухудшают сильнейшее с 1990-х годов падение уровня жизни населения и новые сборы (капремонт, сбор с дальнобойщиков и т.п.)
Если «болотный» протест возглавило население столиц, то теперь инициативу готовы перехватить жители средних и малых городов. Волнения дальнобойщиков показали, что «точки сборки» протеста могут появляться не только в городах, а там, где работает эта социальная группа, – например, на трассах. Протесты могут охватить и моногорода, поскольку крупные предприятия не справляются с последствиями кризиса, прогнозируют эксперты.
Екатеринбург, Святослав Булгарин
© 2016, РИА «Новый День»