AMP18+

Екатеринбург

/

Разрушенная Пальмира и стертая с земли Хатра – в Екатеринбурге в Ночь музеев покажут памятники, уничтоженные в Сирии и Ираке

image
Виктория Деменова

В Екатеринбурге в Ночь музеев, традиционно проходящую в начале лета, откроется проект, посвященный объектам культурного наследия, утраченным в результате действия террористических групп в Сирии и других государствах. Инициатором выставки выступил факультет искусствоведения и культурологии УрФУ. «Наша цель – обратить внимание широкой публики на безвозвратность и ценность памятников, гибнущих в наши дни в ходе войны», – рассказала и.о. директора департамента «факультет искусствоведения и культурологии» Виктория Деменова. Какие уникальные объекты были разгромлены и уничтожены в ходе последних военных конфликтов – в материале NDNews.ru.

NDNews: Виктория Владимировна, Сирия не выходит из информационной повестки уже несколько месяцев. Этот выставочный проект – ваш ответ на актуальную тему?

В.Д.: Это наша грань актуальной темы. Сирии и военному конфликту посвящается немало новостных и аналитических сообщений, репортажей и т.п. Но большинство из них сфокусированы на самой военной тематике, часть – на социальной проблематике, и почти ничего не сообщается о культурных потерях. Это касается не только сирийских событий, в Ираке и Афганистане было то же самое. В ходе военных действий уничтожаются уникальные памятники, объекты всемирного наследия человечества. Их уже нельзя будет ни увидеть, ни полноценно изучить.

NDNews: Можете привести примеры, из последних потерь в том числе?

В.Д. : Основу экспозиции составят материалы и изображения Пальмиры – прославленного города с эллинистической архитектурой, достигшего своего расцвета в III-I вв. до н. э. Развалины города находятся в 240 километрах от Дамаска. Своим подъемом и долгим существованием Пальмира обязана выгодному местонахождению на торговых путях, связывавших Восток и Запад, между Средиземным морем на западе и реки Евфрат на востоке. В истории этот город известен и борьбой с Римом своей последней царицы, женщины-воительницы Зинобии. Пальмира была признана ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. В мае 2015 года город оказался во власти боевиков ИГИЛ (организация запрещена на территории России, – прим. ред.) и, судя по сообщениям СМИ, подвергся разрушениям. Призывы ЮНЕСКО остановить уничтожение культурного наследия эффекта не возымели.

NDNews: Что еще могут увидеть посетители, помимо сирийских памятников?

В. Д. Экспозицию дополнят материалы и изображения из Нимруда, древнего ассирийского города на территории северного Ирака, также разрушенного в марте 2015 года боевиками террористической организации ИГИЛ, стертого с лица земли парфянского города Хатра из этого же региона и знаменитыми буддийскими статуями из Бамиана (Афганистан), уничтоженными в 2001 году талибами. Например, Нимруд был одним из последних сохранившихся ассирийских городов, где в том числе оставались архитектурные памятники. Хатра – столица Парфянского царства, существовавшего с III века до н.э. до III века н.э., и его искусство – одно из первых слияний Востока и Запада.

NDNews: Зритель должен просто ужаснуться масштабам разрушений? Посмотреть на то, что уже разгромлено?

В.Д. Скорее, наоборот. Одна из задач будущего проекта – показать картину подлинного исторического культурного разнообразия этого региона, где много тысяч лет уживались самые разные религии и культуры. В наши дни проблема мирного сосуществования различных народов и культур стоит необычайно остро. Огромное количество ее контекстов может быть сведено к двум важным темам: это проблема уважения других культур, которая обычно связана с узостью образования (не имея информации и целостного представления о развитии и взаимосвязанности различных культур в ходе истории невозможно подлинно уважать друг друга) и проблема собственной культурной идентичности и культурной памяти. Впадение в крайности и концентрирование культурной политики любой страны только лишь на одной стороне вопроса приводит к культурным катастрофам. В первом случае – это излишняя толерантность, граничащая с потерей собственного культурного кода, вторая крайность приводит к гиперпатриотизму, который легко перерастает в экстремальный национализм.

NDNews: Как удержаться от крайностей в сегодняшних условиях?

В:Д. Россия, ввиду своего многонационального основания, имеет колоссальный исторический опыт сосуществования разных культур, который необходимо научно и широко актуализировать сегодня. И это мы в рамках нашего факультета как раз стараемся делать – уже два года по направлению «культурология» мы набираем абитуриентов на программу «Культура и международные коммуникации», где уже учтены вышеназванные современные реалии. В этом году – это 20 бюджетных мест, что, на первый взгляд, может показаться небольшим количеством по сравнению с инженерными или естественнонаучными специальностями, но мы думаем, что востребованность специалистов-консультантов в области межкультурных коммуникаций (международных культурных коммуникаций) будет только расти, т.к. в конечном счете от их профессиональной работы зависят вопросы войны и мира.

Екатеринбург, Таисья Исупова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Урал, Интервью, Культура, Общество, Россия,