AMP18+

Екатеринбург

/

Кому понадобился исламский банк: мнения экспертов

Через месяц в России должен появиться первый исламский банк – банк, в котором займы и долги не облагаются процентами. Такая форма работы интересна не только в религиозном смысле, и духовные лица, и экономисты указывают: это отличное подспорье бизнесу в кризис. В чем экономическая особенность исламского банкинга и нужен ли он уральским мусульманам – в материале агентства.

О создании в России первого исламского банка заявил казанский «Татфондбанк». В третьей декаде марта в столице Татарстана на базе ПАО «Татфондбанк» и ООО «Татагропромбанк» откроется Центр партнерского банкинга, работа которого строится на принципах шариата (а он гласит, что ростовщичеством заниматься нельзя). Не имея возможности давать деньги под проценты, мусульманам пришлось «выкручиваться». Если не вдаваться в подробности, то исламский банк основывается на принципах долевого участия – кредитная организация и предприниматель «скидываются» на некий проект и потом получают прибыль, которая делится. Либо банк выступает как инвестор, тогда бизнесмен «вкладывает» только идею и трудозатраты. Либо же заключается торговое соглашение, по которому банк покупает товар, продает его «заемщику» в рассрочку с наценкой. Плюс имеются некоторые ограничения на виды «спонсирования» бизнеса, связанные с тем, что алкоголь, азартные игры и не халяльное мясо у мусульман под запретом. В России уже был как минимум один исламский банк – «Бадр-Форте Банк». Правда, не долго – весной 2006 года он заявил о начале работы с российскими клиентами, а к концу этого же года лишился лицензии за нарушение «антиотмывочного» законодательства. Но разговоры о создании такой кредитной организации появляются регулярно.

Корреспондент NDNews.ru поинтересовался у муфтия РДУМСО Абдуль-Куддуса, нужен ли такой банк на Среднем Урале и как вообще истинно верующие выживают без него. Забавно, но среди плюсов муфтий в первую очередь отметил экономическую выгоду, а целесообразность появления банка именно для верующих поставил под сомнение. «Как работает исламский банк – он дает деньги и, по сути, становится компаньоном, получает свою долю. И когда ты выплачиваешь «кредит», он продает свою долю. Вообще, особо большой разницы с обычными банками я не вижу, может, еще и заплатишь больше. Но это хорошая форма поддержки малого и среднего бизнеса в кризис – не нужно расплачиваться за проценты, можно просто отдавать часть прибыли», – прокомментировал муфтий. Отметим, в Свердловской области, конечно, не так много мусульман, как в Башкирии или Татарстане, но у нас традиционно селились и татары с башкирами, часто оседают уроженцы Северного Кавказа, трудовые мигранты из соседних республик. По словам муфтия, в целом у мусульман сейчас никаких проблем с банками нет – например, машины, оборудование для какого-то производства, можно брать в лизинг, это не проценты и шариатом разрешается. По российским законам религиозная организация обязана держать деньги на счете в банке. Но и тут мусульмане нашли «лазейку» – деньги хранятся на беспроцентном счете.

«Исламский банк – это хорошо, там нечего бояться. И если он будет, пользоваться услугами смогут все, не только мусульмане. Но его необходимость… У нас в Перми обсуждалась идея потребительского кооператива при муфтияте, это аналог. И его зарегистрировали, но будущего не оказалось, он не заработал. Получилось дитя мертворожденное», – резюмировал Абдуль-Куддус.

«Я в этом соглашусь с муфтием, он правильно сказал – такая система хороша для предпринимателей малого, даже микробизнеса. С точки зрения экономики исламский банкинг интересен. За последние 5-7 лет я слышал о попытках создания такого банка в Башкирии, Татарстане… но дальше слов дело не заходило. У нас менталитет не приспособлен, даже у наших мусульман», – считает независимый финансовый аналитик Константин Селянин. Он отметил, что, в общем-то, наши мусульмане-бизнесмены спокойно идут в обычный банк и берут там кредит, потому что по образу мышления, по бытовому сознанию они ближе к европейскому, нежели к арабскому, и вряд ли исламский банкинг будет востребован у мусульман по религиозным причинам.

Возникают и вопросы о том, как организация, работающая по законам шариата, впишется в российское законодательство, регулирующее банковскую деятельность. «У обычных банков, европейских, есть три главных принципа: возвратность, срочность и платность. А здесь этого нет. Я не знаю, как это будет выглядеть и как будет закреплено, наше законодательство не приспособлено к таким банкам. Скорее всего, организация будет регистрироваться под какой-то другой формой, не как банк – НКО (небанковская кредитная организация, – прим. ред.), микрофинансовая организация, еще что-то… И вряд ли такой банкинг станет распространенным – еще раз повторюсь, это экзотика даже для наших мусульманских регионов. Хотя экономически интересно», – добавил финансист.

Екатеринбург, Светлана Загороднева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Общество, Россия, Финансы, Экономика,