В школах внедрят службы примирения – число конфликтов, жалоб и случаев травли растет гигантскими темпами
В школах Свердловской области внедрят специальные структуры для разрешения конфликтов. Количество споров и претензий в образовательных учреждениях растет в геометрической прогрессии, и участвуют в них самые разные стороны – школьники, учителя, родители учеников. Нередко к конфликтам активно подключались СМИ, и далеко не всегда это шло на пользу в поиске компромисса.
Теперь искать конструктив будут школы медиации (или школы примирения). Аналогичные службы уже существуют в судах. Так, в Орджоникидзевском райсуде комнаты примирения используют как раз при работе с подростками. Как рассказала сегодня на пресс-конференции уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, закон об этой структуре был принят еще в 2012 году, а в октябре 2015 вышел приказ Министерства образования организовать подобные службы в школах. По замыслу Минобра, центры медиации должны обучать педагогов, родителей и старшеклассников навыкам мирного урегулирования спорных вопросов, поиска компромиссов и умению договариваться. В сложных случаях – специалисты центров должны давать консультации и непосредственно помогать решению конфликтов.
Пилотные попытки уже реализованы: службы примирения появились в 13 школах области, в том числе в Ирбите (школы №9 и №18), в Полевском (гимназия №13), в Екатеринбурге (лицей №120 и гимназия №70) , причем медиаторами (переговорщиками) выступают как взрослые, так и дети. В нынешнем году планируется подключить к программе не менее 15 екатеринбургских школ.
Как рассказывает Татьяна Мерзлякова, причиной появления новой структуры стал огромный поток жалоб родителей на школьные ситуации во всевозможные ведомства и накручивающихся вслед за этим конфликтов. Появился новый тип родителей, считающих школу учреждением из сферы услуг, и, соответственно, учителей – обязанными оказывать им услуги по образованию, воспитанию и прочее. Особенно плодовит на жалобы Екатеринбург. Здесь даже появились специальные юристы, которые омбудсмену пишут письма по особой форме.
«Вы не представляете, какое количество жалоб идет на уполномоченного по правам человека. Видишь письмо на 8 страницах, в половине которого перечислены обязанности уполномоченного, а сама суть проблемы изложена на пол-листочка – и таких писем поток. И родители на это идут, ведь в прокуратуру жаловаться – нужно конкретную статью закона, которая нарушена, указывать, а в школьных конфликтах это не очевидно. Взрослые тянут за собой в школу тот способ реагирования на реальность, который принят у них в бизнесе, и часто их остановить достаточно сложно просто потому, что они не способны сформулировать, чего хотят. Негодуют, а про что – сказать не могут», – говорит директор уральского центра медиации Ольга Махнева.
Участники пресс-конференции привели в пример последние нашумевшие в Екатеринбурге ЧП. В том числе историю про «инсулиновый шприц» в школе № 168. Тогда, напомним, в СМИ попала информация о том, как один из учеников воткнул шприц в своего одноклассника. Происшествие получило широкую огласку и мощный резонанс. По словам Ольги Махневой, журналисты сыграли тогда немалую роль в нагнетании конфликта: использовали непроверенную информацию, давали оценки участникам ЧП и трактовки событий. Итог – мальчик стал изгоем в классе. «Мне позвонила директор школы в самый разгар конфликта – спрашивала, что им делать. Успокоила. Нужно ждать ответа прокуратуры, в СМИ не выносить. Так и сделали. И ситуация через пару дней затихла, стало возможно разбираться без газетных ярлыков».
По словам директора института медиации Ольги Махневой, масштабы споров «ребенок-ребенок» совсем другие, часто носят игровую форму и быстро нивелируются. Самые опасные ситуации, это, например, коллективная травля. Особенно в таких ситуациях страдают девочки, потому что у мальчиков приняты силовые методы, они бесследно не проходят, а девочки подвергаются психологическому давлению, которое следов не носит, но заметить наличие подобного явления может только внимательный педагог или родитель.
Есть вопросы, требующие внимания медиаторов в педагогическом коллективе. Огромный вал бумаг и отчетов, которыми завалены учителя, моногендерные коллективы, профессиональное выгорание, низкие зарплаты и прочее – порой на вдумчивое решение элементарных детских ситуаций просто нет времени. Избежать стандартных ошибок при построении отношений в классе, с родителями призван опять же институт медиаторов. И здесь всплывает проблема отсутствия кадров – профессиональных медиаторов, которые могут работать с педагогами.
И это не единственная проблема, с которой столкнулись на Урале в связи с реализацией закона о службах медиации. В прошлом году на формирование школ примирения выделено из бюджета областного министерства образования всего 98 тысяч рублей, а в этом году вопрос с финансированием вообще повис в воздухе. Между тем, в ближайшее время, по мнению Ольги Махневой, ожидается новая волна школьных конфликтов, и связано это будет не столько с социальной напряженностью, сколько с введением инклюзивного образования. Опять же это будет сюжет больших городов, потому что в провинциальных городах дети-инвалиды часто уже учатся в общеобразовательных школах, и не видят в этом никакой проблемы. В мегаполисах же менталитет у родителей совсем иной.
Ссылки по теме:
ЧП в школе: подросток воткнул в одноклассника шприц с инсулином (ВИДЕО) >>>
Подросток, которому в школе воткнули в плечо инсулиновый шприц, находится на больничном >>>
Екатеринбург, Таисья Юсупова
© 2016, РИА «Новый День»