AMP18+

Екатеринбург

/

Тайная судимость, ненужный партбилет или липовый диплом – на грядущих выборах «убирать» кандидатов будут юристы

В среде политконсультантов уже давно прижился неофициальный термин «юрист-киллер». Так называют специалиста в избирательном штабе, чья задача заключается в том, чтобы с помощью юридических уловок избирательного законодательства добиться исключения из предвыборной гонки кандидата-конкурента. В противовес им часто выступают «юристы-защитники». NDNews.ru выяснил, как работает этот механизм на Среднем Урале.

На сегодняшний день самый распространенный способ снять кандидата с выборов – найти темные пятна в его биографии. Как отмечают в свердловском облизбиркоме, сокрытие сведений о судимости – наиболее частая причина отмены регистрации кандидата на избирательных кампаниях последних лет.

К примеру, на выборах главы Екатеринбурга в 2013 году баллотировался некий выдвиженец от партии «Российский общественный союз» Владимир Тунгусов – полный тезка действующего замглавы администрации Екатеринбурга. Уже после регистрации кандидата пришла справка от правоохранительных органов о том, что претендент на кресло мэра имеет за плечами тяжкое преступление – умышленное убийство. Избирком Екатеринбурга обращался в суд, чтобы аннулировать регистрацию Тунгусова.

Буквально на днях в Реже из предвыборной гонки был исключен кандидат от КПРФ Алексей Потапенко – и тоже из-за биографической неурядицы. Потапенко до сих пор числится в рядах «Единой России», а значит, не имеет права баллотироваться от другой партии. У коммунистов на ситуацию другой взгляд: они считают, что единороссы с помощью этой уловки не хотят пускать на выборы своего давнего оппонента.

«За сокрытие биографических сведений кандидат точно получит отказ в регистрации. Это может быть не только судимость. К примеру, кандидат в своем заявлении указал какую-либо должность, звание, научную степень, но не предоставил подтверждающих документов», – рассказал NDNews.ru глава избиркома Екатеринбурга Илья Захаров.

Зато гораздо проще члены избирательных комиссий относятся к непредставлению кандидатом имущественных сведений. «Допустим, если человек при подаче документов не указал свой доход или какое-то имущество на право собственности – это не станет основанием для отказа в регистрации. Просто потом эти недостающие сведения будут указаны в информационных материалах о кандидате. По моему мнению, сейчас избирательные комиссии занимают очень либеральную позицию, мол, регистрируем всех, а потом избиратель на участке разберется, за кого голосовать. Перед кандидатами чуть ли не красную дорожку расстилают. А это расхолаживает их, притупляет чувство ответственности», – считает Илья Захаров.

Еще один популярный, хотя и менее действенный способ борьбы с конкурентами на выборах – обвинение в подкупе избирателей, незаконной агитации или уличение в финансовых нарушениях. Как рассказали NDNews.ru в пресс-службе облизбиркома, во многих избирательных кампаниях встречаются такие жалобы, но, как правило, ни одна из них не получает подтверждения после проверки правоохранительных органов.

При этом постоянно меняющееся избирательное законодательство часто играет на руку кандидатам. К примеру, на тех же думских выборах в Реже кандидаты от «Единой России» выпустили совместный агитационный буклет, что некоторыми специалистами трактуется как нарушение – получается, что один кандидат оплачивает агитацию другого. Однако сейчас в стране сложилась судебная практика, которая допускает подобные вольности партии власти.

Пока что Режевская ТИК не зафиксировала ни одного обращения на нарушения в избирательной кампании (по крайней мере, официально). Хотя отсутствие жалоб не отменяет того факта, что кандидаты-соперники пристально следят друг за другом. Вероятно, партии приберегли свои главные козыри предвыборной борьбы для более масштабных выборов 2016 года – в Свердловское заксобрание и Госдуму РФ.

Екатеринбург, Валентина Ярославцева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Выборы, Общество, Политика, Россия,