Гастротуризм на Урале хотят развивать с помощью уральской кухни Но что это такое – активисты турпроекта не знают (ФОТО)
В Свердловской области собираются наладить гастротуризм. Действительно, национальные кухни нередко привлекают путешественников. Правда, на Урале решили пойти необычным путем – туристов хотят заманить в регион, издав книгу с рецептами уральской кухни и путеводителем по общепиту, где можно попробовать местные блюда. Однако сказать, что такое уральская кухня активисты проекта не могут.
Местные кухни, бесспорно, могут усиливать геобренды, отмечает корреспондент NDNews.ru. Киевский торт, белорусская мачанка с драниками, нью-йоркская пицца, сербские чевапчичи, не говоря уже о немецких колбасках или итальянской пасте, – все это примеры хорошо раскрученных гастрономических брендов. Но интерес, а главное, позитивный отклик, у путешественников местные блюда вызывают только в том случае, если они действительно аутентичны. Едва ли кто-то поедет в Рим, чтобы отведать там блюда индийской кухни, хотя соответствующих забегаловок в вечном городе полно, зато не попробовать там пасту – было бы странно. Так что посыл активистов, которые собираются привлекать туристов на Урал с помощью блюд местной кухни, понятен и логичен. Кроме одного «но» – бренд едва ли приживется, если в меню уральской кухни будут чуждые свердловчанам позиции.
И как определить, что такое «уральская кухня», если даже сами инициаторы проекта не дают ответа на этот вопрос? На сегодняшней пресс-конференции, посвященной этой теме, куратор проекта «Уральская кухня» Артем Ислентьев ограничился тем, что в местных блюдах используются речная рыба, дичь и соленья, а также продукция местных фермеров. С портала «Наш Урал», который тоже занимается продвижением проекта, перечень «истинно уральских блюд» попросту стерли – однако остались комментарии удивленных пользователей, по которым можно понять, что в списке, например, фигурировал ростбиф.
Зато руководитель проекта «Двигаем Урал в России и в мире» Марина Чеботаева рассказала о том, что в этом году будет выпущена книга с 52 рецептами уральской кухни. На пресс-конференции она подробно сообщила о тираже будущего издания, о том, что туристы увидят некий путеводитель по заведениям общепита Свердловской области, где можно будет отведать блюда уральской кухни, но, опять же, не сказала ни слова хотя бы о паре-тройке самих блюд.
Участник проекта «Бунтари уральской кухни», шеф-повар Шакир Юлдашев достаточно скептически отнесся к затее проекта «Двигаем Урал в России и в мире» с выпуском специализированного издания о еде. В разговоре с корреспондентом NDNews.ru он высказал мнение, что книгу пишут не совсем компетентные люди, которые мало понимают в гастрономии и не имеют к ней отношения. Другие рестораторы, кстати, тоже довольно холодно отнеслись к затее с изданием книги об уральской кухне неповарами – и от комментариев о проекте г-жи Чеботаевой воздержались. В кулуарах они отмечают, что Марина Чеботаева – популист, и ей действительно удавались несколько проектов, однако отсутствие знаний в гастрономии может сыграть с ее новым детищем плохую шутку.
Что до ответа на вопрос «Что такое уральская кухня?», то трактовок здесь может быть несколько. Если рассуждать с позиции туриста-негурмана, то это, конечно, уральские пельмени, популярные, в том числе, благодаря одноименному коллективу кавээнщиков. Повара, например, те же «Бунтари», позиционируют себя как «уральские шефы, которые готовят из местных продуктов, используя современные технологии». По другому мнению, уральская кухня – это «солянка» из заимствований у разных народов мира. «Мы много общались с шеф-поварами на тему того, что же такое уральская кухня. Это сплав из исторической и национальной кухни. Историческая составляющая – это то, что готовили здесь, на чем специализировались предприятия общественного питания в разные годы. Плюс национальная составляющая – блюда разных народностей, которые после адаптации пошли в люди, – пояснил NDNews.ru авторитетный ресторанный критик Яков Можаев. – Достаточно вспомнить историю города. С самого начала, при строительстве завода, сюда свозили ссыльных и тех, кто должен был их охранять. Так что люди из самых разных точек страны приносили с собой кулинарные традиции мест, где они жили раньше. Да и потом сюда никто не ехал по доброй воле. В 30-40-е годы ХХ века сюда тоже не ехали сами, в Великую Отечественную войну была эвакуация на Урал, после – сюда везли пленных немцев. У нас очень много немецких ресторанов в городе сейчас, и не потому, что это так уж вкусно, а потому, что многие люди на генетическом уровне воспринимают эту пищу. Так что уральская кухня – это горшок, в котором чего только не бурлит. Точно так же никто не может ответить, что такое американская кухня. Все заимствованное».
По словам собеседника агентства, т.н. уральская кухня, безусловно, может быть интересна туристам. Однако ее развитием надо заниматься, в том числе – придумывая, создавая легенды, но те, кто занялся этим вопросом, едва ли справятся с этой задачей.
В этих условиях развивать гастротуризм на Урале можно было бы гораздо успешнее с помощью фестивалей еды и напитков. К тому же – удачные примеры уже есть. «В Свердловской области проходят восемь крупных фестивалей и еще больше мероприятий, где гастрономическая составляющая – не главная, но тоже присутствует, – объяснила директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова. – Например, при музыкальном фестивале Ural Terra Jazz в Камышлове появился фестиваль «Земляничный джем» (игра слова «джем» в значении «варенье» и в значении «джазовая импровизация», – прим. NDNews.ru). Есть и другие мероприятия, которые помогают выделить специалитеты региона в гастрономии, – например, в Верхотурье это варенье из шишек, много где в области заготавливают иван-чай, и так далее. Кроме того, это проект «Бунтари уральской кухни». Так что мы достаточно позитивно (с точки зрения развития гастротуризма) выглядим по отношению к другим регионам».
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2016, РИА «Новый День»